То, что Барак Обама в традиционном ежегодном послании о положении дел в стране (State of the Union) сосредоточится на внутренних вопросах, было ожидаемым и очевидным ещё до его выступления перед обеими палатами Конгресса.
А вот то, что в своём обращении одним из приоритетов американской внешней политики он назовёт дальнейшее сокращение американского и российского ядерных арсеналов, станет для многих экспертов откровением. Как известно, в договоре СНВ-3, подписанном в 2010 году, Россия и США согласились к 2018 году сократить свои ядерные боезаряды до 1,55 тысяч единиц, и вот теперь Обама хочет уменьшить это количество еще на треть – до тысячи с каждой стороны.
Действительно ли эта инициатива американского президента важна для мира или же она является только наживкой для общественности, кому более выгодно новое сокращение ядерного оружия, разбирались аналитики разделов "новости Мира" и "новости России" журнала инвесторов "Биржевой лидер".
Лучшее разоружение – вооружение?
Эдвард Люс (Edward Luce), написавший о новой инициативе Обамы статью в The Financial Times, называет три причины, по которым важно осуществить новое сокращение ядерных арсеналов. Назовём их:
1. Соображения экономии средств. Поддержание столь крупного ядерного арсенала становится всё более обременительным, а у США – большой госдолг. Очевидна жизненная необходимость серьёзного урезания военного бюджета (оборонный бюджет США на 2013 финансовый год составляет немалую сумму – 632 млрд. долларов). Американцы уверены, что новое сокращение ядерных арсеналов позволит их стране и России сэкономить пo 8 млрд. долларов США.
2. Нравственные резоны. Автор пишет, что сократив своё ядерное оружие, Америка получит дополнительный моральный козырь на переговорах с Ираном и Северной Кореей, поможет убедить их отказаться от идеи вступления в ядерный клуб. Все эти заявления приобретают особое значение на фоне очередного ядерного испытания и успешных запусков ракет в КНДР.
Ядерные испытания КНДР: есть ли угроза для США и... России. Эдвард Люс допускает, что так называемые страны-изгои не оценят по достоинству этот американский жест доброй воли, не беда, зато он даст широкую международную поддержку в деле нераспространения ядерного оружия. Однако, как справедливо в своё время отметил Владимир Путин, главной причиной распространения ядерного оружия сегодня является нависшая над малыми странами угроза вмешательства во внутренние дела извне ("экспорт демократии") и наказания неугодных режимов путём "гуманитарных интервенций". Фактически этим странам дан сигнал: если не дураки, запасайтесь атомной бомбой, так что одними жестами здесь не обойтись.
3. Соображения безопасности государств у Владимира Путина и Барака Обамы. Автор считает что, если у США и России будет меньше ядерного оружия, то это снизит риск, к примеру, его кражи. Впрочем, про "украдут" – мы слышим уже не одно десятилетие, но даже в самые драматические времена распада СССР не пропало ни одной боеголовки, а сегодня и подавно.
В общем, приведенные выше резоны трудно оценить как серьёзные и исчерпывающие. Неадекватность этих доводов и возможных последствий для России нового сокращения ядерного арсенала более чем очевидна. А значит, нужно искать подтекст подобных предложений и инициатив, сокрытые и глубинные замыслы. К подобным поискам подталкивают, как непростая история российско-американских взаимоотношений, так и сегодняшние реалии. Есть и иное объяснение причин появления новых американских инициатив.
Ряд экспертов предполагает, что американцы новое сокращение стратегических ядерных вооружений попытаются обменять на тему российского тактического ядерного оружия. Как известно, радиус действия тактического ядерного оружия (авиабомбы, боеголовки тактических ракет, артиллерийские боеприпасы, глубинные бомбы, торпеды) составляет сотни километров, а мощность зарядов обычно не превышает нескольких килотонн. То есть для США они не представляют особого значения, их сокращение для страны является безболезненным, а вот для России это оружие является жизненно необходимым. Поэтому мы обладаем несколькими тысячами единиц тактического ядерного оружия, тогда как у США их менее тысячи.
Так вот США настаивают не только на сокращении этого российского арсенала, но и на вывозе оставшихся зарядов за Урал. И это при том, что российское тактическое ядерное оружие никакой непосредственной угрозы для США не несёт. Военный журналист Владислав Шурыгин в интервью pravda.ru отметил, что сократить наш тактический ядерный арсенал – их старая мечта. А Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем считает, что если мы пойдем на соглашение с американцами по тактическому ядерному оружию, то утратим свой едва ли не единственный оставшийся козырь. Он предостерегает даже от начала обсуждения этого вопроса, напоминая, что мы всякий раз попадаемся на американскую удочку ("нас уже обманывали при СНВ-1, СНВ-2", СНВ-3). Не соглашаться даже в ответ на обещание американцев убрать евроПРО. Как пишет Шурыгин, не дать уничтожить наш вполне реальный тактический ядерный арсенал на американский виртуальный проект.
Подписание договора по СНВ между Россией и США - ещё один шаг к безъядерному миру. Есть и другое предположение, более прозаическое, которое, впрочем, нисколько не противоречит первому, а именно, что США занимаются элементарным пиаром. У них избыток старых боеголовок (ядерный заряд сам по себе не вечен), большие проблемы с устаревшими носителями (бомбардировщики B-52, ракетные комплексы "Минитмен" и др.), которые надо утилизировать.
Почему бы под это дело не сократить и российское оружие, а заодно и лавры миротворца приобрести, и перебросить мяч на сторону России. Это позволит американцам сконцентрироваться на финансировании программ, связанных с современными видами вооружений. К примеру, в планах ВВС США – модернизация ядерных бомб (увеличение мощности заряда), предназначенных для использования на стратегических бомбардировщиках, создание абсолютно нового бомбардировщика дальнего радиуса действия – LRPB со стелс-технологиями и пр., что минимизирует их потери при сокращении стратегического арсенала. В общем, какое самое важное правило перестрелки? Всегда выигрывай – даже если приходится жульничать.
Современное государство: не красна изба углами, а красна ядерными стволами
Эдвард Люс признаёт, что сейчас сокращать американские и российские ядерные арсеналы будет намного сложнее, чем в первый срок Обамы. Поясняет это, прежде всего, тем, что Россией сегодня руководит Владимир Путин, а он "не в том настроении, чтобы идти навстречу". Действительно ли всё дело в российском президенте, которого многие зарубежные СМИ представляют чуть ли не исчадием ада, или за нынешним прохладным отношением России к новой американской инициативе стоят осознанные национальные интересы? И тогда, какими могут быть ответные шаги Москвы? Эксперты "Биржевого лидера" выделяют три возможных сценария развития событий.
Сценарий первый. РФ не должна связывать себя новыми обязательствами. Сокращать ядерное вооружение не стоит:
- у нас другие реалии. У РФ огромная протяжённость границ, большая территория и соседство с взрывоопасными регионами;
- подавляющее превосходство США в неядерных вооружениях, развёртывание ПРО в непосредственной близости от российских границ, стотысячный воинский контингент США рядом с Кавказом, Поволжьем, Уралом и Алтаем;
- это единственный вид войск, где Россия имеет паритет, и значит, инициатива США по сокращению ядерных арсеналов – это призыв к разоружению страны и попытка получить односторонние преимущества. Получается, как в том анекдоте. Обложив берлогу охотники спрашивают у Медведя: -Михаил, вырви у себя когти и зубы, тогда мы заживём мирно и счастливо!
- ослабленная российская армия. По количеству носителей благодаря СНВ-3 страна уже провалились ниже минимума в 500 единиц. Ситуация, конечно, понемногу меняется. Как свидетельствует командующий Ракетными войсками стратегического назначения РФ Сергей Каракаев, за последние годы доля современных вооружений в составе РВСН приблизилась к 30 процентам (речь идёт о "Тополь-М", "Ярс"). И вообще, ядерное оружие, гарантирующее в случае начала новой мировой войны взаимное уничтожение, – является самым верным оружием сдерживания. Страны его держат не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы остаться в живых.
Сценарий второй. РФ согласиться с новыми предложениями США. Наши идеологические шоры и собственные комплексы мешают увидеть в американской инициативе полезное и выгодное для России. В самом деле:
- если для США дорого содержать ядерный арсенал, то для России – тем более. Разве можно сравнивать наши экономики и уровень жизни;
- устаревание нашего ядерного арсенала и носителей. Напомним, работа над созданием межконтинентальной баллистической ракеты "Стилет" началась в далёком 1967 году, их эксплуатационный срок фактически истёк. Тяжелая стратегическая ракета "Сатана" разрабатывалась с 1969 года. Впрочем, несмотря на то, что она превысила в 1,5 раза срок эксплуатации, её оставили на вооружении российской армии до 2022 года. Действительно у оружия только два врага – ржавчина и политики;
- по разработкам стратегического ядерного оружия мы опережаем весь остальной мир. Сошлёмся на генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова, который в феврале 2012 года на слушаниях в Совете федераций заявил о нашей форе в 10-15 лет.
Сценарий третий. России торговаться – новые сокращения ядерных арсеналов увязать с уступками со стороны США. Иметь дело с США, конечно, очень сложно ... но не вести дела – ещё сложнее. В общем, эта новая инициатива – удобный повод для комплексного решения вопросов:
- евроПРО. Всё тот же Эдвард Люс пишет, что Кремль возражает против планов США по созданию ПРО для защиты Запада от иранского нападения. По этому поводу в Рунете давно гуляет шутка: всё-таки странно, что США называют российское ядерное оружие "иранской ядерной программой". Чтобы там не говорили в Вашингтоне, Москва справедливо рассматривает эту систему как угрозу для собственной безопасности. Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Дворкин считает, что Россия не пойдет на сокращение стратегического ядерного оружия, пока не будет урегулирован вопрос ПРО;
РФ и США на пороге новой гонки вооружений – нет понимания
- снижение количества зарубежных баз, расположенных по всему российскому периметру. Между прочим, по всему миру расположено более 700 военных баз США, это ни много, ни мало 95 процентов всех военных баз мира. США вопреки всем договорённостям так и не вывели свои тактические ядерные заряды из европейских стран;
- сокращение новых систем вооружений, на которые сегодня США делают ставку: высокоточное обычное оружие, крылатые ракеты, космические системы, беспилотники, авиация среднего радиуса действия и т.д. Это всё непростые вопросы для американцев.
Как считает директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов, новая американская "идея хорошая, но ей долго придется оставаться просто хорошей идеей".
Пока в руках ФРС "печатный станок" по выпуску основной валюты мира - доллара, США могут диктовать волю любому государству планеты, в том числе России, Великобритании, Евросоюзу, Китаю, Японии, Израилю, Индии и т.д. - мнение профессиональных трейдеров форекс в социальной сети Одноклассники.ру и ВКонтакте. Отсюда США может обещать, блейфовать, обманывать или... выполнять взятые на себя обязательства, внимательными нужно быть зависимой стране - в данном случае РФ, - считают трейдеры и инвесторы.
Пока, индекс доллара продолжает свой рост на бирже и межбанковском валютном рынке forex, - констатируют наши эксперты из аналитической службы брокерской компании TusarFX. И сегодня 20 февраля индекс доллара торговался на отметке 81,05:
Редколлегия отделов "новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в Дискуссионном клубе Masterforex-V: как Вы считаете, следует ли России вместе с США идти на новое сокращение стратегического ядерного оружия:
▪ нет, американцы никогда не держат слова,
▪ да, это, прежде всего, в интересах России.