Как успел заявить Натан Левин - адвокат"Агудас хасидей Хабад", эта еврейская религиозная организация хасидов Соединенных Штатов отвергла недавнее предложение российского президента В. Путина по размещению известной библиотеки Шнеерсона в стенах московского Еврейского музея и центра толерантности.
О подробностях назревшего конфликта и чем так ценно данное собрание сочинений, решили поинтересоваться эксперты рубрики «Новости мира» издания «Биржевой лидер», а также пользователи соцсетей «Одноклассники.ру», Facebook, «ВКонтакте».
Хасиды не доверяют Путину?
Н. Левин подчеркнул, что члены вышеупомянутой еврейской организации полностью отвергают поступившее предложение и считают единственно приемлемым результатом возвращение всей коллекции в бруклинскую штаб-квартиру организации (город Нью-Йорк).
Как известно, еще в августе 2010-го года судья Ламберт из Соединенных Штатов постановил, что известная организация хасидов "Агудас Хасидей Хабад" вполне доказала собственное право на рукописи и книги, которые составляют "библиотеку Шнеерсона". По определению судьи, все эти книги сегодня "незаконно" хранятся в Российском военном архиве, а также Российской государственной библиотеке. В январе текущего года суд города Вашингтон по иску вышеупомянутой религиозной организации вынес свой вердикт, согласно ему российское правительство должно каждый день выплачивать штрафные санкции в размере пятидесяти тысяч долларов США движению хасидов Любавичев именно до того времени, пока не согласиться вернут известнейшую "коллекцию Шнеерсона".
В свою очередь, 19 февраля нынешнего года В. Путин заявил, что книжная коллекция является собственностью Российской Федерации. При этом сам глава государства призвал не к конфронтации, а к обоюдному поиску выгодного для обеих сторон решения данного вопроса. В качестве такого он высказал предложение разместить библиотеку в стенах Еврейского музея и центра толерантности. На последнем заседании Совета по межнациональным отношениям глава государтсва заявил, что, к сожалению, дискуссия по возникшей проблеме вышла в некую конфронтационную плоскость, и которая связана с принятием, по мнению президента, неправосудных решений в зарубежных судебных инстанциях. Путин подчеркнул, что библиотека Шнеерсона не принадлежит конкретно еврейскому сообществу, она принадлежит всему российскому государству.
История библиотеки
Основой популярного собрания древнееврейских рукописей и книг Шнеерсона была коллекция, которая берет свое начало еще в XVIII веке. Данное собрание насчитывает примерно двенадцать тысяч книг, а также пятьдесят тысяч очень редких документов, включая 381 рукопись.
В ходе I мировой войны, когда деревня Любавичи оказалась в зоне военных действий, И. Шнеерсон перевёз некоторую часть своей библиотеки в Москву, где отдал её на хранение крупному книжному складу Полякова и Персица. С приходом к власти большевиков все собрание Шнеерсона сразу было национализировано, согласно декрету Совета народных комиссаров о научных фондах РСФСР.
Вначале собрание Шнеерсона оказалось в библиотеке известного Румянцевского музея, а потом в Публичной библиотеке имени В. И. Ленина, Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина и уже с 1992-го года в Российской государственной библиотеке.
В свою очередь, другую часть именитой библиотеки — а это около двадцать пять тысяч страниц рукописей — Шнеерсон вывез в 1927 году из России в Ригу, а затем в 1934 году в Польшу. После оккупации города Отвоцк войсками нацистской Германии в 1939 году эту часть библиотеки Шнеерсона вывезли в Германию. Вскоре, после окончания Второй мировой данное собрание книг было доставлено в российскую столицу трофейными бригадами одновременно с другими важными трофейными материалами и передано в Центральный государственный архив Красной армии, который с 1992 года называется Российским государственным военным архивом.
В начале девяностых годов духовный наследник шестого Любавического ребе М. Шнеерсон потребовал немедленно вернуть данное собрание книг хасидам, так как до национализации они были собственностью Иосифа Шнеерсона.
Автор: Максимчук Вита