Влиятельнейшее в мире агентство новостей и финансовой информации Reuters, основной доход которого состоит в предоставлении профессионалам ценной рыночной информации, вдруг озаботилось развитием северокавказского туризма. На днях его корреспондент Алиса де Карбонель опубликовала очерк «Кавказ не спешит превращаться в курорт по воле Кремля», посвящённый, как не трудно догадаться, созданию туристического кластера на Северном Кавказе. Как хорошо известно нашим читателям, федеральный центр поставил амбициозную задачу к 2025 году превратить Северный Кавказ в один из ведущих центров оздоровительного и горнолыжного туризма. Алиса де Карбонель пишет, что этот кластер претендует на то, чтобы бросить вызов знаменитым Альпам (напоминает, что Эльбрус на 800 метров выше самой высокой вершины Альп и высшей точки Западной Европы – Монблан).
Если задаться целью пересказать основное содержание этой статьи, то его можно свести к размышлениям автора о целях этого проекта и проблемах, связанным с его реализацией. Де Карбонель пишет, что развитие курортов в этом неспокойном регионе рассматривается Москвой как инструмент победы над бедностью и терроризмом. Как пишет автор, «туризмом по терроризму». В самом деле, планируется, что эти курорты будут принимать по 3,5 миллиона туристов ежегодно, создадут 75 тысяч новых рабочих мест и освоят 170 миллиардов рублей. Обязался инвестировать в этот проект до 10 миллиардов евро и французский государственный инвестфонд Caisse des Depots, сообщает автор, однако его директор по международным вопросам Лоран Вижье признал, что «это непростая задача». Подключимся к этим размышлениям и мы. Имеет ли туризм Северного Кавказа долгосрочную и устойчивую перспективу?
Какие трудности и проблемы сопряжены с инвестированием в этот туристический кластер? На эти и другие вопросы искали ответы аналитики раздела «новости России» журнала инвесторов «Биржевой Лидер».
Утром – деньги, вечером – ничего
Алиса де Карбонель обстоятельно раскрывает серьёзные вызовы, на которые придётся ответить России, если она хочет добиться поставленных амбициозных целей. Проследим её аргументацию и ход рассуждения. Итак, автор отмечает следующие проблемы в создании туристического кластера на Северном Кавказе:
- насилие и терроризм. Де Карбонель рассказывает, что в прошлом году жертвами насилия, к примеру, в Кабардино-Балкарии стали 107 человек, повествует про увиденные её в Приэльбрусье полицейские блокпосты, билборды на дорогах с предупреждением «Терроризм – угроза человечеству», исламское сопротивление в регионе т.д. В общем, не лучшие приманки для туристов на Эльбрусе. Подспудно нам как бы дают понять, что даже если эти курорты построят, то какой нормальный человек туда поедет? А если и найдутся горячие головы, то после первого же теракта или налёта боевиков там никого не останется. Подобными сомнениями переполнены и социальные сети. Уже давно гуляет шутливая инструкция для туриста в Ингушетии (правда, эта шутка с изрядной долей горечи): прогулки по лесу совершать короткими перебежками от дерева к дереву; при любом громком резком звуке – занимать позицию лёжа; прежде чем занимать свой номер в гостинице – удостовериться в достаточном количестве огневых точек и т.д.);
- коррупция. Автор напоминает, что Москва начала проект «Курорты Северного Кавказа» (КСК) с капитала в 60 миллиардов рублей (1,9 миллиарда долларов), но цифра эта быстро растёт (пишет, что к январю этого года общие оценки необходимых средств достигли 26 миллиардов долларов). В туризм Северного Кавказа инвестируют 67 млрд. рублей. Впрочем, официально по-прежнему сообщается, что государство на 60 миллиардов рублей профинансирует транспортную и коммунальную инфраструктуру, в объекты же курортной инфраструктуры будет вкладываться частный бизнес. Как бы там ни было с цифрами, Кавказ действительно настоящая бездонная бочка и большой соблазн для всех нечистых на руку. Не случайно же бывшего начальника ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмеда Билалова недавно обвинили во всех смертельных грехах – в хищениях, сомнительных контрактах и имитации работы. К примеру, в Адыгее, на плато Лагонаки по срокам уже скоро должны появиться гостиницы и лыжные трассы, но никто ещё даже не принимался за строительство. Или в ущелье Мамисон в Северной Осетии, где уже затрачены солидные средства, а склоны по-прежнему пустые (не считать же достижением электричество и газ, подведенные к пустым склонам);
- строительство курортов идёт практически с нуля. Среди серьёзных проблем туристической отрасли Северного Кавказа – отсутствие или устаревшая инфраструктура (канатные дороги, электроснабжение, очистные сооружения и т.д.), нехватка аэропортов, отелей, ресторанов, кафе, современных дорог, квалифицированных кадров и много чего другого, позволяющего сделать отдых туриста по-настоящему комфортным и запоминающимся;
- особенности ментальности. Вот об этом Алиса де Карбонель как раз ничего не пишет, зато в рунете ни один материал о туристическом кластере Северного Кавказа не обходится без комментариев о лени северокавказских народов (мол, мечта всей жизни горца – лежать на кровати, кушать шашлык и пить вино и, чтобы всё это происходило само собой, без всяких усилий с его стороны). А ещё о том, что излишнее самомнение и ментальная гордость некоторых северокавказских народов (служить бы на государственной службе рад, прислуживать всяким туристам – тошно) ставит под вопрос их способность по-современному обслуживать путешественников.
Горы свернём! Ну – или дров наломаем
Ну, а теперь немного об играх Кремля. Алиса де Карбонель пишет, что отставка Билалова свидетельствует о перетягивании одеяла, цитируем, «между ястребами и голубями в российской власти». Эти политические пернатые якобы разошлись по вопросу, как – силой или инвестициями – усмирять Кавказ. Автор, ссылаясь на неназванные источники, намекает, что во главе этих «стай» стоят соответственно Путин и Медведев. Мол, северокавказский туристический кластер был идеей Медведева, которому хотелось войти в историю человеком, решившим проблему Кавказа. А вот теперь – после возвращения Путина в президенты – проект уже не будет таким, каким он задумывался. Этим якобы и объясняются последние обыски в офисах КСК. То есть в очередной раз, теперь уже Reuters, пересказывает слухи о расколе между двумя лидерами страны, намекая на то, что Путин пытается свести на нет все наработки Медведева (в том числе и по Северному Кавказу), желая как можно быстрее избавиться от того, кого прежде считал своим преемником.
Что сказать по этому поводу? Может подобная информация и способна вызвать глубокомысленный интерес западного читателя, россияне же способны над ней только посмеяться. Посмеяться хотя бы потому, что Медведев совершенно не опасен для Путина (даже занимая пост президента, он выполнял чисто технические функции), он абсолютно лоялен президенту и не нужен ни одной политической силе страны, чтобы вести самостоятельную игру. Кроме того, в Кремле нет крупных политических фигур не заинтересованных в замирении Кавказа, а значит, в туристическом кластере как одном из инструментов решения проблем этого региона. И, наконец, создание на Северном Кавказе ряда горнолыжных курортов дело далеко не безнадёжное.
Напротив, для этого есть определённые условия, которые при разумном и системном подходе способны решить многие местные проблемы, а значит, в чём-то обезопасить жизнь всех россиян. О чём идёт речь? Ну, хотя бы о следующих обстоятельствах:
- спрос на отдых в горах. Далеко не всем по душе вылизанные, но такие бездушные европейские курорты. Да, пока на Северном Кавказе серьёзные проблемы с инфраструктурой и сервисом, но это ведь дело наживное. Зато здесь нет, как у европейцев, проблем со снегом, он лежит круглый год, даже на нижних трассах Эльбруса можно кататься полгода. Явно не тот случай, когда снега не допросишься. Добавим ещё кристальную чистоту воздуха и воды, суровую прекрасную природу и т.д. Надо же понимать, что на горнолыжные курорты едет особый сорт людей – амбициозные, желающие самоутверждения, ищущих острых ощущений и сильных жизненных наслаждений. Кабардино-Балкария: как перестать быть дотационным регионом России ;
- медленно, но улучшается ситуация с безопасностью. Понятно, что туризм, как и инвестиции, любят порядок и тишину. И здесь северокавказским курортам тягаться с eврoпeйcкими зoнами oтдыхa крайне трудно. Вот и МИД Великобритании недавно порeкoмeндовал своим гражданам нe пoceщaть Ceвeрный Кaвкaз, объясняя всё традиционно –выcoкoй тeррoриcтичecкoй oпacнocтью в этом рeгиoне. В ответ на это руководитель Чечни Кaдырoв нaпиcaл в блoгe: «Я co вceй oтвeтcтвeннocтью зaявляю, чтo в Чeчнe бeзoпacнee, чeм в Aнглии! Дoбрo пoжaлoвaть!». Можно было бы по этому поводу поиронизировать, но согласно данным Генпрокуратуры РФ, по количеству преступлений Чечня на начало 2013 года занимает 77-е место среди субъектов федерации, а по количеству убийств – 81-е, то есть третье с конца. И когда Кадыров говорит об успехах в бoрьбе c бaндитизмoм и экcтрeмизмoм, так это из-за того, что теперь это дело во многом самих чеченцев, это в их интересах. Именно поэтому всё будет в порядке – зaявил Кадыров.
В конце концов, если всегда чего-то бояться, тогда лучше вообще не выходить из дома, забившись в дальний угол квартиры. Потому как в той же Турции вы можете стать нечаянной жертвой борьбы курдов за свою независимость, на Корсике – этом острове Красоты с неприступными горами и чистейшими горными реками – можете оказаться в эпицентре взрыва, организованного корсиканскими сепаратистами и мафиози. Не говоря уже об Израиле или постреволюционном Египте, откуда что ни день идут репортажи о новых демонстрациях, выступлениях и забастовках. Между тем Корсика – эта постоянная головная боль французских властей, которую с определённой долей условности называют «французской Чечнёй», является настоящей туристической Меккой;
- изменение общественных настроений. О северокавказских народах порой можно прочитать как о диком и крайне враждебно настроенном населении, для которого разбой и терроризм – основной род занятий, мол, ничего больше делать они не умеют. Между тем самое большое количество индивидуальных предпринимателей среди занятого населения в нашей стране – в Кабардино-Балкарии (11,1%), для сравнения по России в целом – 3,4 процента. В Чечне зарегистрировано более 45 тысяч предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств. Чем только они не занимаются – теплицы, мини-цеха по производству кирпича, мини-пекарни, деревообрабатывающие цеха, частный извоз.
Кроме того, в советские времена та же Кабардино-Балкария была одним из центров курортного отдыха страны, никакая ментальность тогда почему то не мешала хорошо обслуживать людей. Здесь живут люди, как люди. Дай им возможность самим на туризме зарабатывать приличные деньги, и они сами расправятся со всяким, кто посмеет этому помешать. Особенно, если придётся вложить в туристический бизнес собственные деньги. Тогда и терроризм прекратится и гостеприимство появится. Как это, к примеру, делает небезызвестный Руслан Байсаров, который выделил для горнолыжного курорта Чечни 15 млрд. рублeй. Там умеют ценить и защищать свои деньги. Так что пока умные и осторожные обходят горы, умудрённые жизненным опытом их просто-напросто сворачивают.
Редколлегия раздела "новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в Дискуссионном клубе Академии Masterforex-V: поедут ли туристы на Северный Кавказ?
•да, поедут, если будут гарантированы безопасность и комфорт
• нет, особенности ментальности и политическая нестабильность сведут на нет все усилия Кремля.