Несколько дней назад в Москве состоялся митинг, приуроченный к годовщине известных событий на Болотной площади. Несмотря на то, что в оппозиционно настроенных СМИ и соцсетях несколько недель кряду раздавались призывы выйти на Болотную, пришло на митинг вдвое меньше людей, чем год назад, в выступлениях ораторов ощущалось глубокое разочарование беспомощностью протестов, а над самой площадью стояло тяжелое уныние и безнадёга. В общем, картина получается ещё та – протестный потенциал по-прежнему остаётся большим, а вот само протестное движение явно застопорилось.
Кто только и как только не объяснял сие удивительное и противоречивое явление в последнее время. Свой вклад в решение этой головоломки решила внести немецкая газета Frankfurter Rundschau, поместив на своих страницах статью Ангелины Давыдовой «Почему русские не могут создать оппозицию». Опираясь на исследования директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, автор приходит к выводу, что, скорее всего, у российской оппозиции всего две беды.
Нет-нет, не дураки и дороги, как вы могли бы подумать, а «плохой народ». Точнее, расколотость российского общества, минимум на четыре группы (креативный класс, жители средних по величине промышленных городов, люди, проживающие в небольших городах и деревнях и население этнических республик Северного Кавказа и юга Сибири), между которыми, цитируем, «существует мало общего в области ценностей, ожиданий или желательных планов на будущее». Это раз. А два – эти группы почти не связаны друг с другом по сетевому принципу.
Фактически, российское общество, утверждает автор, распадается на две части – постсоветское общество и общество веб-2.0. Автор уверена, чем выше мобильность и конкурентоспособность, тем больше протестный потенциал. Вот этот цифровой разрыв и разъединённость россиян способствуют расколу общества и мешают протестному движению достичь успеха. Но в этом ли состоят настоящие причины сегодняшних проблем оппозиции? Есть ли её конкретная вина в затухании протестного движения в стране? В чём заключается истинное бессилие российской оппозиции? На эти и другие вопросы искали ответы аналитики раздела «новости России» журнала инвесторов «Биржевой Лидер».
Чем больше власть забирает, тем меньше отдаёт
Если верить статье, опубликованной в Frankfurter Rundschau, то оппозиция не несёт никакой ответственности за поражение протестного движения. Кто виноват? Нам дают понять, что во всём виноваты сами россияне – их разъединённость и непродвинутость в виртуальном мире. А что оппозиция? А оппозиции просто крупно не повезло с народом. Но, помилуйте, население, к примеру, Украины тоже состоит из разных групп, более того, если расчленять украинцев по указанным критериям, то мы получим не на четыре группы, а в два раза больше. В приснопамятном 2004 году не было и в помине социальных сетей, всех этих Facebook, Twitter, Одноклассников, Вконтакте, но это, как мы хорошо помним, не помешало украинской оппозиции провести свою «оранжевую революцию», а сотням тысяч украинцев быть в контакте друг с другом. Увы, всё гораздо сложнее и одновременно проще. Сегодня у несистемной оппозиции нет ни единого шанса прийти к власти. И это печальное для неё обстоятельство связано как с объективными факторами в стране, так и с особенностями самой российской оппозиции. Если вести речь об объективных условиях, не способствующих сегодня протестному движению, то отметим хотя бы два важных обстоятельства.
Первое. Путин крепко держит штурвал власти. Он никому и ни на йоту не дал усомниться в том, что президент жёстко контролирует ситуацию в стране. Более того, в последнее время Госдумой принят ряд законов, направленных на «зачистку» протестного движения (к примеру, огромные штрафы, административные аресты к организаторам и участникам митингов и шествий, возвращение в УК статьи о клевете, муниципальный фильтр на выборах губернаторов и т.д.). Власть перешла к «точечному» преследованию оппозиционеров: аресты десятков фигурантов по так называемому «делу 6 мая», домашний арест Удальцова, обыски на дому, следствие против Навального, изгнание неугодных из парламента и т.д. Как написала французская Le Monde, «всего за год Путин заткнул рот оппозиции». Как тут не вспомнить известный анекдот. Путин: -Какой может быть диалог с оппозицией? Они что-то невнятное мычат. -Владимир Владимирович, а вы кляп у них выньте.
Другими словами, в этом году власть постоянно на шаг опережает оппозицию, ужесточая контроль над властью. Это значит, что оппозиция уже упустила свой исторический шанс. В самом деле, глупо думать, что народ восстаёт против гнёта власти, вовсе нет, за «оружие» обычно берутся тогда, когда власть ослабевает. Это раз. Два, приняв поправки к закону об НКО, более известные как закон об иностранных агентах, власть во многом перекрыла (или затруднила – время и Госдеп покажут) финансирование оппозиции из-за границы. Увы, но за активностью оппозиции почти всегда стоят финансовые потоки, мягко говоря, недоброжелателей страны. То есть возможности проявления оппозиционности в стране сегодня серьёзно сужены.
И наконец, самое убойное для оппозиции. Всё это получило поддержку большинства россиян, к примеру, действия власти по контролю за НКО поддержало не менее 78 процентов. Не говоря уже о том, что сам Путин на тринадцатом году нахождения у власти пользуется доверием и поддержкой более половины населения страны. (см. Инвесторам: революция в РФ - миф или реальность?).
Второй фактор - экономические показатели РФ. В целом президент назвал экономические итоги прошлого года удовлетворительными. Он напомнил, что по оценке МЭР рост ВВП за январь-ноябрь прошлого года составил 3,5%, безработица в 2012 году составила 5,4%, по предварительным оценкам, бюджет 2012 года исполнен без дефицита.
За апрель 2013 года реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам упал на 1,5%, к доллару - также на 1,5%, к евро - на 2,1%. Об этом свидетельствуют опубликованные предварительные данные ЦБ РФ , - отметили для "Биржевого лидера" аналитики брокерской компании Tusar FX (входит в высшую лигу брокеров форекс Академии Masterforex-V). На данный момент курс рубля к доллару США торгуется на уровне 31,11:
Третий фактор, на который хотелось бы обратить внимание, это пассивность большинства россиян. За что в определённой степени надо поблагодарить («поблагодарить» в кавычках или без оных – решает каждый сам) российскую ментальность. Суровая природа и непростая история наделили нас смирением, пассивностью (нам правда трудно подняться с дивана), слепой покорностью судьбе, мы всегда ждём жениха, мужа, властелина, который устроит нам порядок и обеспечит достаток.
Другими словами, гражданское общество в стране так ещё и не сформировалось, а значит, народ пока не в состоянии выдвигать лидеров сам. А как быть с самопровозглашёнными лидерами? Почему они так и не смогли повести за собой россиян, ведь как сказал Мережковский, нас трудно сдвинуть с места, но раз мы сдвинулись – нам нет удержу. Тем более что свыше половины россиян признались, что им трудно сегодня жить (данные ВЦИОМ), их не устраивает низкая зарплата, чрезмерные налоги, коррупция, постоянный рост тарифов ЖКХ, плохие дороги и т.д. А вот это уже вопрос к самой оппозиции.
Таких не берут в «космонавты»
Совершенно очевидно, что сила Владимира Путина заключается и в слабости российской оппозиции (см. Цветная революция в России: паранойя Кремля или реальная угроза РФ, - эксперты). Ей так и не удалось стать единой и мощной, заручиться сколько-нибудь серьёзной поддержкой россиян и силой своего авторитета поднять их на протест. И здесь самое время разобраться в системных ошибках, фундаментальных просчётах и явных слабостях лидеров нашей оппозиции. Среди них отметим самое очевидное:
- далеки они от народа. Увы, но их мало что связывает с простыми россиянами. Ну не поддержит наше общество исключительно прозападную ориентацию оппозиции. Вы когда-нибудь слышали хотя бы одно резкое заявление нашей оппозиции относительно вмешательства других государств в наши внутренние дела? Или их публичное осуждение актов открытой агрессии США против суверенных государств? Вот-вот, но за своих граждан ведь нужно уметь стоять горой, и давать жёсткий отпор любому, кто неуважительно отзовётся о России. Вот за такую оппозицию можно было бы голосовать, за нынешнюю же, проплаченную Госдепом и зарубежными фондами, работающую фактически политическими наёмниками, на баррикады никто не пойдёт (вспомните хотя бы позорное выступление депутата Дмитрия Гудкова на семинаре в США). Ведь, что у Госдепа на уме, то у наших правозащитника на языке. Ей-богу, порой трудно уйти от впечатления, что наша оппозиция с надеждой и оптимизмом взирает на все форс-мажорные события в стране.
И ещё немного о разрыве оппозиции и народа. В своё время министр внутренних дел царской России Пётр Дурново дал следующую характеристику либералам начала ХХ века: «Русская оппозиция сплошь интеллигентна, и в этом – её слабость». Как видим, время идёт, а оппозиция не меняется. Наша оппозиция так и не вышла за пределы МКАДа, она в упор не видит проблем регионов и не понимает интересов провинции. Вот и остаётся ей только ёрничать и стёбничать по поводу «Уралвагонзавода»;
- этническая составляющая оппозиционеров. Просто назовём имена известных членов Координационного совета оппозиции – Быков, Каспаров, Гельфанд, Шац, Лазарева, Пархоменко, Немцов, Кац, Газарян и т.д. Не имеем ничего против этих действительно достойных и уважаемых людей, но, в конце концов, оппозиции нужна или нет поддержка большинства населения?
- отсутствие привлекательной программы и лозунгов. Давно известно, что массы идут за элитой только тогда, когда элита правильно выражает их интересы. Это значит, что она должна уметь дойти до каждого, уметь говорить с людьми о наболевшем, причём на понятном для них языке. На первый взгляд, кажется, что нет ничего проще этого – предложи людям то, чего они хотят, и они пойдут за тобой стройными шеренгами. Но в том-то и проблема, для того, чтобы предложить это самое – наболевшее, надо быть в самой гуще масс, стать плотью от её плоти. Но, скажите пожалуйста, как это можно сделать, не вылезая из элитных авто и не выпуская из рук iPhone с iPad. Вот и не могут они уже год предложить что-то более содержательное, нежели «Долой партию жуликов и воров» и «Путин, уходи!». Слышали ли вы, чтобы на оппозиционных митингах поднимались социальные вопросы, читали ли вы о них на оппозиционных ресурсах? И то, и другое – большая редкость. Вот когда оппозиция научится улавливать настроения и чувства «людей метро», немедленно откликаться на их чаяния и действовать с ними в унисон, она станет «своей среди своих»;
- «атаманщина». Наша оппозиция – это ещё тот террариум единомышленников. В составе того же Координационного совета находятся люди, неспособные договориться даже между собой. Как в сердцах констатировал Станислав Белковский, «большинство оппозиционеров работают на личную капитализацию, а не на общий успех. Как только у кого-то что-то начинает получаться, остальные принимаются ему скорее вредить, чем помогать». Причём в ненависти к оппоненту и нетерпимости к чужому мнению эти демократы и либералы превзойдут, пожалуй, и саму власть. Отсутствие общих идей, общей идеологической платформы, разрозненность оппозиционных сил и ревность их лидеров друг к другу просто-таки добивает здравую идею координационного центра. Воистину, ничто так не укрепляет правящую власть, как хорошая драка между оппозиционерами;
- отсутствие явного лидера, заметим, лидера не оппозиции, а человека, который стал бы серьёзным претендентом на роль главы государства от оппозиции. Увы, его нет. Нынешние же лидеры оппозиции – Немцов, Навальный, Удальцов и проч. – являются сугубо нишевыми лидерами столичной богемой и офисного планктона. Ну, кто в здравом уме за ними пойдёт? Таких не берут в президенты. Серьёзно относиться к нашей нынешней оппозиции можно только с юмором. Помочь ей стать силой может только наша власть, если, конечно, продолжит их преследование.
Редколлегия раздела "новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в Дискуссионном клубе Академии Masterforex-V: чего не хватает российской оппозиции?
• поддержки народа
• финансирования западными фондами
• она безнадёжна по своему составу