Министерство культуры России проводит исследование 80 работ, приписываемых известному иконописцу XIV–XV веков Андрею Рублеву. Делается этого для того, чтобы научиться отличать иконы Рублева от произведений, которые только ему приписываются. На научно-исследовательские работы необходимо потратить порядка 600 тысяч рублей. Больше известно экспертам отдела "Новости России" экономического издания для современных инвесторов "Биржевой лидер".
В Министерстве культуры это первый эксперимент таких размеров. Около 80 работ, которые приписываются Рублеву, будут сфотографированы и обработаны в цифровом формате. Около десяти планируют снять рентгеновским аппаратом, в ультрафиолетовых лучах. Намечено еще и проведение визуального исследования пробы, микрохимический капельный, термический и спектральный анализ пигментов. Эксперимент должен установить почерк художника Рублева, его красочную палитру и индивидуальные приемы. В результате будут выявлены "эталонные" произведения художника, пишут "Известия".
Также ведомство планирует проведение приборно-технологических исследований работ других мастеров XIV–XVI столетий. В министерстве рассказывают, что нынешнее представление о творчестве Рублева складывается, по большей части, из исследований искусствоведов-гуманитариев. Эксперты ГосНИИ реставрации уже работают в этом направлении.
Инициатива по анализу работ Рублева исходит от института. Тема была заявлена в границах ФЦП "Культура России". Глава института рассказывает, что Рублев — достояние государства, но сложно с точностью сказать, какие именно работы - творения его кисти.
Со слов Трезвова стало известно, что распознать технику живописи какого-либо автора научными методами вполне реально. Это подтверждает и российский, и общемировой опыт. И, тем не менее, иногда тяжело получить от хранителей сами произведения Рублева, потому что они не допускают к его работам никого, даже исследователей. Хранители уверены, что сбор микропроб красочного слоя может ухудшить состояние памятника.
Работник галереи доцент Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова Наталья Александрова, говорит, что Третьяковка тщательно заботится о своих образцах древнерусской культуры. Непонятно, какие результаты может дать даже микроскопическое вмешательство в такие древние памятники искусства. Для Третьяковки очень важную роль играет сохранность экспоната.