Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ), прошедший 1-2 июля в столице РФ, состоялся в тени скандала со Сноуденом. Именно Эдвард Сноуден стал для журналистов более горячей темой, чем судьба газовой сферы мира. И все же данная сфера сейчас переживает потрясения. В ближайшем будущем это может отразиться на многих людях – и занятых в газовой индустрии, и тех, кто газом лишь пользуется. С подробностями - эксперты отдела "Новости России" экономического издания для современных инвесторов "Биржевой лидер".
Александр Коляндр, корреспондент DowJones/Wall Street Journal, говорит, что сегодняшний газовый саммит в Москве – не экстренная встреча для создания стратегии, а поддержание формата давно существующего клуба, пишет "Голос Америки".
Форум существует более 10 лет. Еще в середине 2000-х годов цены на энергоносители были высокими. В Европе газа не хватало, создавалось впечатление, что газовый рынок – рынок продавца. И самым значимым страхом Северной Америки и Европы было то, что государства-экспортеры газа смогут договориться, сформировать своеобразный газовый картель.
И все же, такой картель создать технически невозможно, констатирует Коляндр. Нет газового рынка, который был бы похож на нефтяной. До последнего времени он фактически не торговался на открытом рынке маленькими партиями (спотовая торговля). Помимо этого, ОПЕК держит под контролем добычу нефти, а вот ФСЭГ не делает этого. Владимир Путин заявил, что единственный способ как-либо координировать действия – создать соглашение о координации старта формирования новых проектов по газу. Но и об этом они не могут договориться.
Кроме того, Катар и РФ – два государства, которые из всех членов форума производят реально ощутимые газовые объемы. Именно они все время конкурируют. Там, где побеждает Катар, проигрывает Россия – и наоборот. В сегодняшней ситуации выигрывает Катар. Ведь сейчас он продает сжиженный газ маленькими партиями в Европе дешевле, чем газ, который идет из РФ в Европу по трубам. В настоящее время газовый рынок – рынок покупателя. Всем производителям необходимо газ продать. Исходя из этого, вряд ли они в ближайшее время смогут как-то договориться, уверен иностранный журналист.
Другой специалист в энергетической сфере, глава программы исследования газовой индустрии в Оксфордском институте энергоисследований Джонатан Стерн говорит, что уже есть примеры, когда "Газпром" вынужден был сам расплачиваться за слишком завышенные газовые цены.
Представители РФ говорят, что сохранение практики долгосрочных соглашений всем выгодно. И все же реалии рынка говорят об ином. Не так давно страну заставили признать, что это так. "Газпром" проиграл дело в Венском арбитраже фирмы из Германии RWE. В период разбирательства он был вынужден произвести возврат доли платежей, скорректировать формулу цены на продаваемый газ, в зависимости от спотовой составляющей.