Союз России и Китая – главный ночной кошмар американцев. Две страны связаны весьма непростыми и неоднозначными взаимоотношениями; однако для специалистов из США все очевидно – опасность! Лесли Гелб и Дмитрий Саймс так и назвали свою статью в The National Interest - "Опасайтесь сговора Китая и России".
Что же так пугает американцев и насколько вероятен этот самый "сговор", разбирались аналитики отделов "Новости России", "Новости Китая" и "Новости США" интернет-журнала "Биржевой лидер".
США вынуждают Китай и Россию быть антиамериканистами
Китай и Россия многими экспертами по умолчанию сводятся воедино в международной политике. Не только в силу соседства и сходной геополитической "весовой" категории, но и с точки зрения их обоюдного – хоть и не всегда совместного – противостояния международному диктату североатлантического мира. Неслучайно мартовская встреча в Москве председателя КНР Си Цзиньпина и Владимира Путина увенчалась двусторонними заверениями в решительной поддержке в вопросах безопасности и суверенитета, в тесном и стратегическом взаимодействии в международных делах.
Именно это и беспокоит авторов статьи в американской The National Interest. Они даже выражают некоторое возмущение тем, что официальный Вашингтон и СМИ "небрежно пропустили" эту встречу мимо своего внимания. Сотрудничество Москвы и Пекина может нанести вред американским интересам. Что же подразумевают авторы?
- Китай и Россия могут создать неофициальный альянс для противодействия американскому влиянию, в котором они видят угрозу своим интересам (эту угрозу авторы статьи даже не пытаются отрицать);
- в другом варианте страны могут начать "дипломатию треугольника", использую перспективу создания альянса для давления на США в переговорах;
- США утратили способность анализировать, что работает, а что не работает в их внешней политике. Поддаваясь на "внешнее давление Британии и Франции" в отношении Ливии и Сирии, США собственноручно подталкивают Россию и Китай к союзу;
- европейские государства с их иррациональной тягой к саморекламе, неспособные при этом проводит рациональную экономическую и миграционную политику, действуют в мировой политике исключительно с опорой на подразумеваемую "мускульную силу" США. Постоянно призывая к демократии и свободе весь мир, они в качестве аргумента говорят: "Демократизируйтесь, а то врежем!", тем самым обессмысливая всю демократическую модель мира;
- в международной политике возрождается лидерство силовых аргументов, а Россия и Китай ощущают себя выдавленными за пределы "западного" мира; у них возникает естественное стремление изменить правила игры, что гораздо проще осуществить вместе;
- США и Европа активно поддерживают недружелюбных соседей как России (Прибалтика, Грузия, Польша), так и Китая (Япония, Филиппины, Вьетнам), невзирая на соответствие или несоответствие последних "демократическим стандартам";
- в США считается общепринятым, что Китай и Россия не могут повлиять на распределение сил и не в состоянии договориться: слишком много между ними исторических противоречий и недоверия. Между тем они уже договариваются и одновременно демонстрируют свое нежелание подчиняться давлению США (авторы статьи подчеркивают, что официальный Вашингтон действует в международной политике с позиции негласных ультиматумов под маской переговоров). Авторы напоминают, что перед Второй мировой войной Германия и СССР все-таки заключили пакт, тогда как Запад не верил в такую возможность (несмотря на то, что заключение пакта было неизбежным, так как к тому времени не только Британия и Франция, но и Польша заключили аналогичные и даже более обширные договоры с гитлеровской Германией);
- сегодняшняя "многополярная" ситуация в мире напоминает Европу 1914 года, поэтому высока вероятность того, что Китай и Россия договорятся вопреки всем противоречиям на основе сходств: 1) проблемы легитимности власти; 2) проблемы с этническими и религиозными меньшинствами; 3) опасения враждебных попыток свержения власти под прикрытием продвижения "свободы и демократии"; 4) естественное отторжение чуждых местной истории и традициям зарубежных указаний (толерантность, свобода слова и т.д.);
- Москва и Пекин расценивают сегодняшний мировой порядок как сконструированный Западом для своей выгоды, рассматривают МВФ и Всемирный банк как инструменты западной политики; отсюда их нежелание принимать эти условия и этот порядок, что автоматически противопоставляет их США и Европе и объединяет с Ираном, Сирией, Северной Кореей.
Перспективы китайско-российского альянса и роль США: мнение экспертов
Авторы статьи, а вслед за ними и наши эксперты, отмечают, что есть также целый ряд факторов, препятствующих альянсу Китая и России. Помимо уже упомянутых исторических противоречий важнейшим фактором является заинтересованность и Китая, и России в финансово-экономическом благополучии США и Европы:
- торговый партнер Китая №1 – Евросоюз, №2 – США (Россия – на девятом месте);
- торговый партнер России №1 – Евросоюз, №2 – Китай (с большим отставанием).
Крах или даже простой кризис в США и Евросоюзе немедленно отзывается на положении Китая и России. Китаю принадлежит большая часть американского долга – следовательно, платежеспособность США лежит в области китайских интересов. Российские банковские резервы содержатся в значительной мере в долларах и евро – значит, для России стабильность США и Евросоюза также очень важна.
Курс рубля в Российской Федерации является политическим вопросом. Если не рухнет нефть, то Банк России не позволит ослабление рубля ниже 35 рублей за доллар США. При учете уровня процентных ставок в РФ это говорит о том, что в текущей ситуации валютные и рублевые инвестиции – равнодоходные. Но не следует ожидать, что в нынешнем году российская валюта серьезно укрепится, отмечают аналитики брокерской компании Tusar FX (входит в высшую лигу брокеров форекс Академии Masterforex-V):
Однако экономическая взаимозависимость не помешала Британии и Германии столкнуться в Первой мировой войне, а той же Германии и СССР – превратиться в кровных врагов в Великой Отечественной. А значит оснований для благодушия в отношении китайско-российских договоренностей у официального Вашингтона нет. Достаточно представить себе простую ситуацию: Китай и Россия гарантируют Ирану безопасность и восстановление его гипотетически уничтожаемой в предполагаемом конфликте с США ядерной инфраструктуры. А заодно оба государства начинают копировать американскую модель деятельности на "территориях национальных интересов": Китай поддерживает инсургентов на Филиппинах, Россия – русскоязычные меньшинства в Прибалтике. Вот такая "простая ситуация" элементарно может привести к серьезным проблемам не только в дипломатии, но и в военной сфере.
Впрочем, наши эксперты, хоть и соглашаются с американскими авторами в принципиальной возможности альянса Китая и России, не считают, что его следует расценивать как однозначную угрозу США.
С одной стороны, давить на США Китаю и России совершенно ни к чему: там понимают, что спровоцируют ответную реакцию. Им нужно, чтобы их признали равными, а не требовали безоговорочного подчинения международной модели. И в этой ситуации вслед за авторами статьи ведущий маркетолог Канады Евгений Ольховский видит две важнейшие задачи, выполнение которых снизит "фактор угрозы" до нуля, то есть лишит предполагаемый китайско-российский альянс угрожающего характера:
- Задача первая: вернуть в рамки Евросоюз, который в международной политике утратил чувство меры и ведет себя вызывающе. Для этого от США требуется четкая демонстрация нежелания поддерживать сомнительные евроинициативы по давлению на Россию и Китай.
- Задача вторая: не отказываясь от последовательной и жесткой реалистичной внешней политики, США в отношениях с Россией и Китаем нужно перейти от давления и ультиматумов к сотрудничеству: не как к награде за хорошее поведение, а как к способу преодоления международных кризисов и охраны собственного национального интереса. Тогда альянс России и Китая, даже состоявшись, будет не угрожать, а лишь способствовать процветанию США.
Поддерживая эти рекомендации, эксперты крайне скептически отзываются о возможности их реализации. Ничто не предвещает такого "разумного" поворота в американской внешней политике. А значит у союза Китая и России большое будущее, причем именно в угрожающем для США смысле.