Как сообщают многие эксперты, российская экономика вступила в период застоя. После громкого заявления Андрея Белоусова, который был руководителем МЭР, о возможной рецессии российской экономики сегодняшние чиновники уже не так громко заявляют о потенциале Российской Федерации на экономическом рынке. Однако их заявления все равно выглядят достаточно тревожно, ибо сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет – ситуация очевидно ухудшается, и скрывать это бесполезно.
Первый месяц лета, который является еще и последним месяцем второго квартала, не оправдал ожидания, которые на него возлагались, из состояния стагнации выйти так и не удалось.
Печальной вестью под занавес минувшей недели поделился заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Согласно данным министерства, в июне рост экономики составил 1,5 процента; с учетом сезонного и календарного факторов это означает, что роста ВВП не наблюдалось. По итогам первого полугодия экономика прибавила 1,7 процента, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во втором квартале – 1,9 процента в годовом выражении. Фактически это означает признание того, что уже минимум полгода экономика топчется на месте. И это вместо минимально необходимого роста в 5 процентов, о котором так много говорилось на самом высоком уровне в прошлом году. Сегодня напоминания об этой "пятерочке" выглядят неуместно.
Добавим, что раньше все тот же Клепач говорил, что даже низкие темпы роста не свидетельствуют о наступлении стагнации. По словам многих политиков, Российская Федерация становится неконкурентоспособной державой. Такого рода траектория для страны является проигрышной и совсем не выгодной.
Отток капитала, который усилился с новой волной, свидетельствует о том, что экономика резко ухудшается. Клепач признался, что июль считается самым провальным месяцем по оттоку инвестиций. С учетом сезонного фактора инвестиции в Россию снизились на 2,4 процента.
Самое печальное, что подобные вынужденные признания, в свою очередь, способствуют ухудшению ситуации. По мнению экспертов Высшей школы экономики, якорем, который до недавних пор удерживал экономику от сползания в рецессию, послужил потребительский сектор. Но ожидать значимого его роста во втором полугодии явно не стоит. Очевидно, что негативный информационный фон, снижение курса рубля, рост опасений относительно возможной потери работы и прочие столь же неприятные факторы покупательскому ажиотажу отнюдь не способствуют.