Браконьерский промысел привел к тому, что сведения японской и российской таможни по ввозу-вывозу краба разошлись в 30 раз. ФТС РФ сообщила, что в первом полугодии 2013 года экспорт данной продукции в Страну восходящего солнца составил 600 тонн. Работники японской таможни представили отчет, в котором указана цифра в 14 тысяч тонн краба, импортированного из России.
Счетная палата России указывает, что стоимость незаконного вывоза водных биоресурсов ежегодно составляет порядка 15-30 млрд. рублей. Сумма превышает доход всего российского рыбохозяйственного комплекса - 14,4 миллиарда рублей. Государство теряет при этом до двух миллиардов долларов.
Алексей Савельев, председатель общественного совета при Росрыболовстве, скептически относится к оценке ситуации. По его мнению, если бы указанные цифры отражали реальность, рынок давно должен был обрушиться. Росрыболовство начало часто упоминаться в ходе расследования коррупционных дел, связанных с рыбным промыслом. Некоторые эксперты говорят о криминальных группировках, которые заручились поддержкой должностных лиц и контролируют нелегальный экспорт морских ресурсов.
Браконьеры изменили тактику: вместо краба-стригуна они стараются провезти как можно больше камчатского краба, который в 3-4 раза больше ценится. Хотя правительства обеих стран подписали соглашения о совместной борьбе с браконьерами, документы не ратифицированы окончательно и полной силы не имеют. В рамках упомянутых соглашений компании должны обзавестись сертификатом, подтверждающим легальность вылова. Полученный в Росрыболовстве данный документ для сбыта краба, в Японию следует предоставить в зарубежных портах.
Нарушители знают, что международные соглашения еще не вступили в действие, потому вылов дорогих видов краба вырос в несколько раз.
Незаконный российский экспорт выгоден азиатским покупателям. Только на Хоккайдо дальневосточный краб подешевел втрое, в Японии цена снизилась в два раза. Эксперты считают, что российским рыбакам выгоднее сбывать улов прямо в море или на аукционах в портах Азии.
Специалисты утверждают, что легальный рыбный промысел в России нерентабелен. На внутреннем рынке свежая продукция в дефиците: все больше прилавков занимает замороженный импортный товар. Сергей Гудков, исполнительный директор Рыбного союза, объясняет ситуацию: обилие контролеров, которые радеют в основном о собственном заработке, губительно для отечественного бизнеса. Для развития рыбного рынка необходима и соответствующая законодательная база.