Опыт Республики Татарстан, где власти предложили обсуждать вопрос о ношении девушками в школах хиджабов на уровне образовательных учреждений, оказался весьма интересным для всех регионов страны. Запланирована корректировка "Закона о школьной форме" в соответствии с этноконфессиональными особенностями, традиций мусульманства. Такое сообщение оставил на страничке Твиттер глава Ульяновской области Сергей Морозов. Вопрос о разрешении девочкам носить в школах религиозную одежду решаться не должен директивно. Но после того как это высказывание заметили и процитировали информагентства, из аккаунта главы области оно пропало, но осталось в памяти поисковиков. С подробностями эксперты отдела "Новости России" экономического интернет-портала "Биржевой лидер".
Ульяновская область одна из первых приняла закон о школьной форме, причем в пользу этого высказывался и губернатор. Он отметил, что необходимо всерьез задуматься о возрождении традиций советской школы, включая и введение норм к школьной форме. Еще в апреле он говорил, что дети должны себя ощущать частью коллектива. Не должно быть дискомфорта от каких-либо различий. По его указанию оперативно был составлен план, 4 июня принят закон. В его тексте сказано, что не разрешается ношение учащимися в помещениях школ одежды с религиозными атрибутами и символикой; религиозной одежды; головных уборов, исключая случаи, обусловленные состоянием здоровья. Закон начал работать с начала месяца. Именно поэтому нормативные локальные акты должны быть упорядочены к 1 ноября этого года, при этом изменяемые, вновь устанавливаемые требования к одежде учащихся подлежат использованию после 1 июля следующего года.
Принятию закона предшествовали обсуждения, споры в Общественной палате (ОП) области. На заседание Совета 16 мая имам-хатыб мечети "Махалля-1", зампредседателя Центрального духовного управления мусульман региона Расуль Фаткуллов поднял вопрос о ношении головных платков мусульман в школе. В ответ на это он получил заявление от замглавы Департамента административного обеспечения Министерства образования области Оксаны Денисовой о том, что РФ – светская страна, а школа – это светское заведение.
В рамках обсуждения председатель ОП Нина Дергунова рассказала о личной озабоченности относительно "социально-политических итогов принятия закона в тех областных районах, где живет большая часть людей татарской национальности. Но 31 мая она добавила, что было принято выяснить отношение к проблеме самих жителей. Стало понятно, что в Цильнинском и Старокулаткинском районах запрет на ношение хиджабов граждане принимают. В регионе не будут проводить акций и демонстраций протеста против этой нормы. Также важно и то, что в рамках апробации в регионе предмета "Основы светской этики и религиозных культур ", несмотря на солидную часть чувашского и татарского населения, только 3 процента родителей выбрали для детей "Основы исламской культуры".
Похожая ситуация и в Казахстане
В Казахстане тоже пока не точно решили, можно ли школьницам ходить в хиджабах. В связи с этим в школах иногда возникают споры и конфликты. Родители учениц алматинских школ рассказывают, что правительству государства необходимо в срочном порядке разрешить окончательно вопрос относительно ношения хиджабов. Конфликты из-за этого развиваются между учащимися, родителями, главами образовательных учреждений ежегодно, причем в самых различных уголках государства. А ислам исповедует свыше 70 процентов казахстанского населения.
Одна из матерей учениц говорит, что местному правительству вполне комфортно оставаться всегда хорошим во всех отношениях, рассуждать о терпимости, транспарентности. Именно такова внутренняя политика страны. Но так не бывает, чтобы и овцы были целы, и все волки сыты, добавила она. По мнению мамы девочки, самый лучший выход - введение единой, обязательной для всех школьников формы одежды или же все-таки разрешение всем желающим отдавать предпочтение в одежде традиционным для женщин-мусульманок головных платков.
В то же время не все школы города столь категорично настроены относительно ношения школьницами хиджаба. Есть те учреждения, где на это смотрят сквозь пальцы.