В то время, когда Greenpeace отправились в свое путешествие в российскую Арктику, информационные агентства сообщали о возвращении российской армии на северные рубежи. Как тогда демонстрировали государственные телеканалы о том, как командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев поднимает российский флаг на постоянной военной базе в Арктике. Он тогда сказал: «Будем считать, что эти флаги подняты здесь навсегда, - сказал адмирал. – Это наша земля, и мы будем ее защищать». Не прошло и трех дней, как Greenpeace начинает свой протест, который натолкнулся на демонстрацию российских сил.
В этот регион был направлен весь российский атомный флот под руководством ракетного крейсера «Петр Великий». Перед ним была поставлена задача противостоять российским конкурентам, особенно, из Соединенных Штатов Америки, Дании, Финляндии, Норвегии и Канады. Как оказалось, на судне Greenpeace находились именно граждане этих стран во главе с капитаном Питером Генри Уиллкоксом (Peter Henry Willcox), который является американцем. Их действия заставили Россию объяснить, в чем суть заявления адмирала Королева о том, чтобы никто не смел сунуться на российский север.
Когда судно активистов Greenpeace 19 сентября приблизилось к российской платформе и протестующие выставили плакаты, призывающие прекратить бурение нефтяных скважин, силы береговой охраны ФСБ передали им свое послание, в котором был приказ остановиться. Пограничники были вынуждены дать несколько предупредительных выстрелов из автоматов Калашникова, а после из артиллеристских орудий. Так как это не остановило активистов, группа ФСБ высадилась на судно и арестовала 28 участников протеста и двух журналистов. Как уже сообщалось, арестованным предъявляются обвинения в пиратстве, за что им грозит наказание до 15 лет тюремного заключения.
Время проведения акции протеста, действительно, было неподходящим, с этим согласился руководитель арктической программы «Гринпис России» Владимир Чупров. Он также заявил: «Эти [военные] перемещения наверняка изменили отношение к нашей акции как в глазах СМИ, так и в глазах спецслужб». Подобные акции уже проводились год тому назад, тогда пограничники вообще не отреагировали на это. В то время вопрос контроля над Арктикой не имело такого подъема, как сегодня. Еще в 2007 году россияне выразили свое желание иметь большую часть запасов нефти и газа, которые находятся в морях и океанах Арктики. Поэтому в России расценили протест Greenpeace как явную угрозу срыва этих планов. Независимый эксперт Александр Гольц сказал: «Руководители России живут в мире теорий заговоров. Никто из них не сомневается в том, что эти так называемые активисты действуют по указанию американского Госдепартамента, ЦРУ и так далее».
В связи с выбором времени для организации протестной акции кремлевские ястребы и военная верхушка усмотрели в ней акт иностранной агрессии, имеющий целью испортить настрой путинского арктического саммита, а также выступить против наращивания военной мощи России на севере. «Так что этих активистов используют для подачи сигнала, - отметил Гольц. – Держитесь подальше, не мешайте нам заниматься нашими делами на нашей территории»».
Российское правительство рассмотрело в организации гринписовцами акции протеста стремление к срыву путинской идеи арктического саммита, противостоять наращивания военной мощи России в северных регионах. Гольц также отметил: «Этих активистов используют для подачи сигнала – «Держитесь подальше, не мешайте нам заниматься нашими делами на нашей территории»».
После выступления Президента России на арктическом саммите в Салехарде, у арестованных активистов появилась надежда на некоторые снисхождения по поводу длительности сроков тюремного заключения. На вопрос об их дальнейших судьбах Путин высказал свое мнение о том, что, конечно же, очевидно, что они не являются пиратами. Но то, что они нарушили нормы международного права, приблизившись на недопустимое расстояние к платформе. Мало того, они не скрывали, что хотели захватить платформу.
До окончательного выяснения обстоятельств арестованные находятся в Мурманске. Случай с гринписовцами лишний раз продемонстрировал, как Россия может отреагировать на любые проявления своих реальных или вымышленных врагов.