Михаил Ходорковский оказался на свободе за полгода до запланированного срока его освобождения. О том, кем он будет сейчас и кем являлся, в прямой связи из Лондона рассказал бывший глава правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов. Об этом сообщают эксперты раздела "Новости России" издания для инвесторов "Биржевой лидер".
- Для вас освобождение Михаила Ходорковского, человека с которым вы много лет проработали, что оно для вас означало?
- Для меня, наверное, это очень серьезный гуманитарный акт. Во-первых, произошло некое событие, которого очень многие хотели. Не просто выход Ходорковского, а некий гуманитарный акт, человек оказался на свободе попросив о помиловании. И, наверное, я склонен видеть, что это хорошо для его пожилых родителей, для его семьи. И не знаю, будет ли теперь Ходорковский каким-то политическим лидером или не будет. Просто замечательно, что он все-таки вышел.
- Ходорковский, с которым вы работали тогда, и тот, которого вы видели на пресс-конференции. Мне лично показалось, что это человек абсолютно сломавшийся. Вам так не показалось?
- Он не то чтобы произвел на меня впечатление человека, в котором что-то очень существенно поменялось. Он произвел на меня впечатление человека, ставшего еще более осторожным, что вполне естественно после десяти лет тюрьмы. Я не назвал бы его сломавшимся, просо человек, наверное, понял, что в мире есть совершенно другие ценности. Путин, ЮКОС, политика – это одна система координат, существует еще совершенно другая, в которой он сейчас и присутствует.
- Но относительно Путина Ходорковский сказал, что относится к нему лояльно и вообще сказал много хороших слов о президенте. Что в этих словах, осторожность, мудрость?
- Для меня Ходорковский был и остается системным игроком. Он всегда говорил всем, что ЮКОС –компания, работающая с государством, Путин - наш президент. Это было компания с таким государственным менталитетом, компания работала для России. Хотя то, что случилось между ними сильно осложнило их отношения, но я думаю, что Ходорковский мог бы разговаривать с Путиным, обождать какие-то темы.
- У выхода Ходорковского было много противников. Один из них это вдова мэра Нефтеюганска Петухова. Никаких доказательств причастности Ходорковского к этому убийству нет. Однако, как вы считаете, причастен ли он к убийству?
- Я думаю, что Ходорковский человек несомненно верующий и его священник неоднократно рассказывал, как он общался с ходорковским, о его религиозной склонности. Мне кажется, что его приход к какой-то вере говорит о том, что ходорковский не мог совершить убийство.
- Сейчас не для кого не секрет, что власти Германии долгое время вели переговоры в условиях дипломатической тайны, что глава государства встречался с Путиным по поводу освобождения Ходорковского. Амнистия здесь сыграла роль?
- Я считаю, что его освободили исключительно по гуманитарным соображениям. Политика тут играла техническую роль. Есть бы не было этой истории с матерью, если бы он не написал эти слова Путину, то я думаю, что никто бы помог, даже Меркель. Тут Путин показал свое человеческое лицо.
- Ходорковский на своей пресс-конференции заявил, что в Россию ему вернуться мешает долг в 550 миллионов долларов. Как вы думаете, что может случиться с этим долгом. Простят?
- Долги в России вещь специфическая. Вчера я прочитал интересную теорию, что когда в силу войдет закон о банкротстве физических лиц, Ходорковский обанкротится и уедет в Россию без долгов. Мне такой исход кажется крайне сомнительным. Скорее всего будет простое и этическое решение. С ходорковского несправедливо взыскивать эту сумму, все должна оплачивать компания. Поэтому верховный суд рано или поздно спишет ее, хотя это может занять очень много времени. В любом случае, как я думаю, Ходорковский совершенно прав в том, что именно сейчас ему в Россию ехать не нужно, ведь он не хочет рисковать сесть второй раз.
- Как вы думаете, вернется ли Ходорковский в Россию, пока Путин является президентом России?
- Я думаю все зависит от самого Ходорковского. Думаю, он может и вернутся, но если в него с президентов возникнут какие-то трения, то может и не вернуться.
Напомним, Ходорковский попросил у властей Швейцарии въездную визу.