Наиболее распространенной версией является «эпатаж в блогосфере», однако самим представителем РПЦ полагается, что он был лишен работы из-за гомосексуального скандала в Казанской семинарии.
Если судить по официальным и неофициальным церковным источникам, Кураеву было запрещено преподавание в Московской духовной академии «за эпатаж в блогосфере». Однако это практически ничего не объясняет – поскольку диакон давно прославился своей эпатажностью в блоге, часто опубликовывал реплики и эссе, которые позже вызывали бурные споры и «горячие» реплики. И при этом со стороны высшего церковного управления никакие санкции в его сторону не применялись. А теперь такая вот «кара».
Сам же Кураев думает, что уволили его по причине гомосексуального скандала в Казанской семинарии. Но о чем же конкретно речь?
«Торжество голубого лобби?» - так была озаглавлена протодиаконом очередная дневниковая запись, которая была посвящена его увольнению. Далее он разъясняет, что за неделю до того, как состоялся ученый совет Академии на заседании Синодальной Богословской Комиссии он довольно дружески вел беседу с о. Максимом Козловым как раз таки на тему его казанской инспекции. Тогда им была подтверждена вина протектора и то, что сама проверка оказалась вызвана потолком жалоб, которые были написаны семинаристами.
Как говорит Кураев говорит о том, что претензий к нему по поводу того, что он поддержал выводы инспекции отца Максима, не высказывалось. Беседа проходила в присутствии ректора Академии архиепископа Евгения. На шуточное предложение, которое последовало от о. Максима о том, дабы назначить его на должность проректора Казанской семинарии, которая теперь была свободна, владыка Евгений отреагировал достаточно серьезно: эта идея пришла ему по нраву.
Что же произошло?
Здесь же появляется очередной вопрос: о какой инспекции, а также о каком «гомосексуальном скандале» идет разговор? Чрезвычайное происшествие имело место быть в Казанской митрополии в начале декабря уходящего года. А раньше на две недели до этого оно стало «достоянием гласности». Смысл в том, что несколькими десятками учащихся Казанской духовной семинарии была написана коллективная жалоба патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, в которой они сообщали о сексуальных домогательствах, происходящих со стороны проректора по воспитательной работе, а также пресс-секретаря митрополита Казанского и Татарстанского игумена Кирилла Илюхина. После данной жалобы в семинарии появилась комиссия, во главе которой стоял протоиерей Максим Козлов (о нем и написал в своем дневнике Кураев). В итоге проректора уволили с занимаемой должности.