Мадлен Олбрайт, бывший госсекретарь США, сказала телеканалу CNN, что Вашингтон может пересмотреть свои взгляды на отношения со странами, поставщиками нефти.
Смысл этого заявления на первый взгляд прост - США могут начать закупку нефти у Тегерана. По значимости такое высказывание может сравниться с небольшой революцией в какой-нибудь северо-африканской стране, настолько оно сулит кардинальное изменение нефтяных потоков в мире.
Данное высказывание является частью интервью бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт телеканалу CNN. В ходе своего интервью Олбрайт затрагивала тему санкций против России в свете ситуации на Украине.
По мнению Олбрайт, Белый дом вполне может сотрудничать с Тегераном в нефтяных вопросах, если сумеют договориться о снятии санкций. «Иран может экспортировать нефть. А США могут изменить свой взгляд на экспорт этой нефти. Вашингтон ведет переговоры с Тегераном, которые, возможно, закончатся подписанием договора об экспорте нефти в США», - подчеркнула Олбрайт.
Мнения сторонних экспертов о высказываниях Олбрайт.
Семен Багдасаров, эксперт Центра аналитических исследований, уверен что такой ход событий весьма возможен: “Сотрудничество Ирана с Западом по газу и нефти очень вероятно. Для этого есть несколько причин. Ряд соглашений на поставки нефти и газа подписали Турция и Иран. Так что Запад и Иран - очень вероятная ассоциация”.
“В плане ресурсов Иран может стать адекватной заменой России. Предполагается, что иранский газ могут подключить к Южному потоку в ущерб нам. Иранская нефть дешевле”, - обосновал свое мнение аналитик.
Эксперт подчеркивает не только качество сырья, но и его запасы, что немаловажно. В плюс этой версии выступает легкость добычи углеводородов. Конечно, если Иран выйдет на мировой рынок, то сможет серьезно потеснить Россию. Особенно в части поставок газа.
Багдасаров подчеркивает, что далеко не вся элита Ирана настроена жестко антиамерикански. Многие чиновники высокого ранга понимают, что сотрудничество с Западом сулит им большие барыши и новые возможности. “В среднем руководстве на уровне замминистров Ирана много проамериканских сил, которые хотят сблизиться с Америкой. Есть лагерь радикалов — это религиозное руководство и военные. А есть структуры, которые мечтают о сотрудничестве с США”, — указывает аналитик на источник изменения политического курса Тегерана.
Видит ли себя Тегеран конкурентом Москвы?
Семен Багдасаров говорит, что в Тегеране также наверняка просчитывают подобные варианты развития событий в мире и регионе. Руководство Ирана наверное не раз просчитывало варианты стать альтернативой России в вопросах поставки углеводородов на западные рынки. При этом, уверен эксперт, отношения между странами сохранятся. Уже есть решение о строительстве российскими специалистами двух атомных электростанций.
Заявления Олбрайт - сложная многоходовка.
Другой эксперт, Раджаб Сафаров, напротив, полагает что за словами Олбрайт кроется не что иное, как просто желание США выдавить Россию с западного рынка. Генеральный директор Центра изучения современного Ирана полагает, что слова Мадлен есть игра политика, нежели реальная ставка Вашингтона.
Олбрайт является весомым политиком в мире и любое ее заявление воспринимается как проявление интересов США. Потому слова бывшего госсекретаря, иметь под собой несколько целей.
“Во-первых, так Вашингтон может показать, что вполне способен оказать на Москву давление”, — говорит эксперт. “Это не имеет с реалиями ничего общего”, - поясняет Сафаров. “США вспомнили об Иране, и тут же начались переговоры, которыми довольны и МАГАТЭ, и “шестерка”. Американцы хотят использовать момент”, — уточняет эксперт.
Другой целью слов Олбрайт может быть желание Белого дома сменить партнера в мусульманском мире. В настоящее время стратегическое сотрудничество с Саудовской Аравией приносит Вашингтону большие потери как имидже, так и с точки зрения меняющейся конфигурации на Ближнем востоке. В планы США явно не входит “выращивать” сильного регионального жандарма. Не в интересах США отдавать власть в руки одного государства, даже если оно союзное.
Именно из этих соображений в том числе, Запад вряд ли откажется полностью от российской нефти, констатировал Сафаров. Потому слова Олбрайт следует понимать как “провоцирование европейцев на бескомпромиссные шаги по отношению к России”. Что представляет уже третий аспект сделанного Мадлен заявления. Эксперты отдела “Новости России” журнала для инвесторов “Биржевой лидер“ отметили, что в рассуждениях экспертов есть одно общее. США пекутся прежде всего о своих интересах, а потому варианты этой многоходовки не только продумываются заранее, но и могут изменяться в зависимости от текущей конфигурации сил и открывающихся возможностей.