По состоянию на март текущего года объем долга бюджетов в регионах достиг показателя 31 процента их собственных доходов. У 40 процентов регионов этот показатель наполовину выше, как утверждают эксперты Независимого института социальной политики (НИСП). Еще семь регионов Российской Федерации в начале текущего года «попали в флажки», так как сумма их долга превысила сумму доходов. Об этом сообщила председатель региональных программ НИСП Наталья Зубаревич в ходе апрельской конференции Высшей школы экономики. «На сегодняшний день регионы пытаются воспроизвести Советский Союз 1986 года», — считает она.
Эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» отмечают, что, по словам Зубаревич, первыми, кто попал в ловушку, стали сильные, инвестиционно активные регионы. Все дело в том, что федеральный центр «обрушил» им их собственную доходную базу — налог на прибыль. Финансовая поддержка распределяется в пользу малоимущих.
Ничего не получается – нужно доить бизнес.
Наталья Зубаревич отмечает, что кризис региональных бюджетов имеет намного больше институциональных, чем экономических предпосылок. Политические решения федерального центра обусловили увеличение расходов в регионах, а также изменения в их структуре. Таким образом, 70 процентов социальных расходов (куда входит охрана здоровья, образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) составили более 60 процентов всех расходов. Принятые федеральным центром решения оказали влияние на динамику доходов бюджетов на местах. Причиной падения сборов налога на прибыль на 13 процентов, который является «кормильцем малоразвитых регионов», является не только кризис в экономике, но и введенный в действие в 2013 году закон относительно обложения налогами интегрированных бизнес-групп, как утверждает Зубаревич.
По результатам 2013 года процент налога на прибыль в структуре региональных доходов стал наименьшим за последние 6 лет (21 процент в сравнении с 28 процентами в 2008 году). Процент налога на доходы физических лиц достиг своего максимума за последние 6 лет (за один год поступления стали больше на 11 процентов) – до 31 процента (отметим, что в 2008-м году этот показатель составлял 27 процентов). По словам Натальи Зубаревич, это тоже можно назвать чистой политикой. Государство взяло на себя повышение заработных плат бюджетникам. Существенное увеличение налога на имущество (на 15 процентов) является общим региональным трендом, как замечает эксперт. «Если ничего не выходит, начинают оказывать давление на бизнес, и это, в принципе, срабатывает на федеральном уровне», - отмечает Зубаревич.
Эксперт заявила, что уже три года подряд наблюдается снижение процента трансфертов федерального бюджета в доходах регионов, и это при том, что ситуация в российской экономике и далее ухудшается. С пикового 2009 года в 27 процентов всех доходов их доля поддалась сокращению в прошлом году до 19 процентов (1,6 триллиона рублей., в 2012 году — 1,7 триллиона). Наталья Зубаревич пришла к выводу, что для наиболее слабых никаких изменений в условиях фактически не отмечается, они и далее являются дотационными. Таким образом, власти, возложив риски развития на средне- и относительно развитые регионы, определились, кому предстоит платить издержки.
Как теперь живется регионам?
В то время, как в целом показатель доходов региональных бюджетов в прошлом году стал больше на 1 процент (у 30 процентов они снизились), то расходы выросли на 6 процентов. Как отмечает Наталья Зубаревич, существуют ужасающие показатели о дельте в 20-25 процентов, в некоторых случаях в 30 процентов, между доходами и расходами. В таком случае чемпионами можно назвать не только слаборазвитые республики, которым нечего терять, но и существенное число развитых регионов. Показатель дефицита бюджета в регионах – весьма внушительная цифра – это 8 процентов всех регионов, почти в половине регионов — выше 10 процентов, и только 6 регионов смогли выйти в ноль или завершить год с профицитом. Зубаревич отмечает: «Это можно назвать разбалансировкой. Система входит в штопор».
Министр финансов России Антон Силуанов также выразил о своем беспокойстве относительно рекордного дефицита - 642 миллиарда рублей в 2013 году. По словам министра, раньше такие показатели никогда не отмечались, максимальной отметкой дефицита бюджета было от 50 до 100 миллиардов рублей. Ситуация в ближайшей перспективе вряд ли станет лучше, как сообщил Силуанов сенаторам. «Сейчас мы не считаем возможным прогнозировать рост прибыли предприятий и налога на прибыль. Сокращения также отмечаются и в фонде оплаты труда, поэтому НДФЛ также не сможет расти такими темпами, как раньше. Как бы там ни было, расходные обязательства никто не отменял, и их нужно выполнять», - заявил министр.
Принцип короткого поводка.
Вполне возможно, стоит признать, что настало время прекратить принимать решения относительно повышения размера заработных плат, лишенные политической логики и экономической обоснованности, как считает Зубаревич: на публичном уровне такого решения, конечно, не будет, однако втихаря показатели могут и подкрутить, чтоб удар по регионам не был таким сильным. Вряд ли прекратят раздавать региональные налоги из федерального центра. Также не следует ждать, что трансферы станут более прозрачными, как считает она: «Это невероятное преимущество короткого поводка: будешь делать правильно — получишь, не будешь — не получишь». Поводок станет полезным, так как кризис в бюджете регионов нужно будет преодолевать в «ручном» режиме. В регионах государственный долг за три года утроился до почти 1,5 триллиона рублей. В прошлом году регионы в два раза увеличили свой банковский долг, что может обернуться проблемами уже в банковской системе.