Руководитель некоммерческой исследовательской организации «Левада-центр» Лев Гудков с точки зрения социологии объяснил причины столь высокой поддержки неоднозначной политики Владимира Путина гражданами Российской Федерации, усиление которой наблюдалось после аннексии Крымского полуострова. Военный парад, которым в этом году отметили годовщину Великой победы, был грандиозным по размаху и стоимости, но, в отличие от других дорогостоящих затей Кремля, не вызвал бури негативных комментариев в социальных сетях. Это свидетельствует об очень высоком уровне поддержки гражданами действий президента Путина. Лев Гудков утверждает, что на данное время те российские граждане, которые поддают критике политику Кремля, неожиданно для них самих оказались в значительном меньшинстве, об этом стало известно экспертам раздела «Новости России» онлайн-журнала «Биржевой лидер».
Директор исследовательского центра имени Юрия Левады утверждает, что предпосылки для нынешнего всплеска патриотизма можно было наблюдать еще 10 лет назад после осуждения Ходорковского и произошедших терактов. В 2005 году во время празднования 60 - летия после завершения Второй мировой войны, милитаристические настроения среди населения заметно усиливались, победа в войне стала позиционироваться, как признак идентичности нации. Поэтому, можно говорить и том, что нынешнее отношение граждан к президенту неожиданностью не стало. Однако, именно когда поддержка президента на протяжении 2010-13 годов заметно снизилась, у Кремля возникла необходимость обратиться к героическому прошлому, чтобы восстановить популярность главы государства. Ставку сделали именно на то, что Советский союз является победителем мирового фашизма.
Киевский Майдан и российский патриотизм.
По словам Гудкова, революция в Киеве сыграла одну из ключевых ролей для организации нынешней поддержке Путина. В первую очередь, стоит заметить, что сам Майдан представлял огромную опасность для режима в России по двум очень важным причинам. Самая большая по территории республика бывшего Советского союза решила изменить курс, и вместо Евразийского союза взять курс на вступление в Евросоюз. Таким образом, современная реставрация СССР, доминирующая роль в которой отводилась России, оказалась под угрозой. Кроме того, факт народного восстания против коррумпированной власти представлял опасность для режима в Российской Федерации. Поэтому, первоочередным заданием для Кремля стала дискредитация украинской власти и людей, которые стали основной движущей силой на Майдане.
Для этой цели, по словам Гудкова, пропагандой в России было запущено несколько тезисов о нынешнем украинском обществе. Первый – это Майдан является провокацией западных стран. Кроме того, акцентировалось внимание россиян и на том, что сейчас власть на Украине стремятся захватить сторонники идей фашизма, против которых Россия боролась еще во время Второй мировой войны. Третье утверждение российской пропаганды относительно ситуации на Украине заключалось в царящем на украинской территории хаосе, причиной которого назывались «бендеровцы».
Восстановление популярности президента среди российского населения.
Кроме того, утверждает Гудков, очень большую роль в поддержке населением президента Российской Федерации сыграл еще один тезис пропаганды, касающийся Крыма. Заключался он в том, что Россия не вводит войска на территорию соседней страны, а всего лишь возвращает себе свои же земли. Российские СМИ подавали действия в Крыму как восстановление великого и могущественного государства. И эйфория, которая возникла среди россиян при таких действиях правительства, перекрыла недовольство, которое население демонстрировало уже непосредственно к президенту. По результатам социологических опросов, проводимых в 2013 году, большинство россиян считало, что Владимиру Путину не следует принимать участия в следующих президентских выборах, сейчас же поддержка населением у него полная.
Социолог утверждает, что на данное время недовольство, которое можно было фиксировать по отношению к Владимиру Путину в недавних опросах, фактически исчезло. Позиция защитника слабых и обиженных русскоязычных граждан, которую заняло российское правительство в ситуации на Украине, фактически, свела к минимуму негативное отношение, даже недоверие к президенту, которое было замечено в опросах. На данное время, по словам Гудкова, можно утверждать, что поддержка Владимира Путина, как президента, значительно повысилась. И если по результатам недавних опросов, его поддерживали около 30 процентов респондентов, то сейчас можно говорить о позитивном отношении порядка 50 процентов опрошенных. Социолог убежден, что, с учетом снижения явки избирателей в последние годы, на выборах Владимир Путин получил бы больше, чем 80 процентов поддержки от граждан.
С помощью продуманной пропаганды, убежден Гудков, российскому правительству удалось пробудить в населении уровень патриотизма, характерный для лучших времен Советского союза. И на данное время идея великой державы, или хотя бы принадлежности к ней, перекрывает недовольство русского населения невысоким уровнем частного существования.