Российский политический эксперт, глава партии «Европейский выбор» Константин Боровой считает, что Китай прагматично подошел к переговорам с Россией и заключил договор на выгодных для себя условиях. Первые два года, утверждает Боровой, Россия будет бесплатно поставлять газ в Китай, рассчитываясь тем самым за кредит, который она взяла для строительства газопровода. Кто знает, что будет через два года? Если же упадут цены на энергоносители, то по контракту Россия все равно будет обязана поставлять газ.
В то же время эксперт уверен, что никакого союза у России с Китаем не будет. Это не входит в интересы Китая. По сути, там дождались пока Россия сама пришла к ним в руки. Не стоит забывать, что в Китае есть свои месторождения газа и с развитием технологии добычи сланцевого газа, позиции РФ на газовом рынке серьезно пошатнутся.
Обратиться к Китаю Путина заставала перспектива уменьшения сбыта газа в Европу. Уменьшение добычи газа автоматически означает снижение продаж, чего конечно никому не хочется в России, значит, нужно кому-то продавать, ведь в штатах газодобывающих компаний занято огромное количество людей. По мнению Борового потеря даже 10 процентов сбыта в будущем приводит к банкротству компании. Что уж говорить, когда речь может вестись о 25 процентах уже потерянных в Европе? Тут будешь продавать газ по любой цене. Кроме того, в Кремле скорее всего ознакомились с третьим пакетом санкций. И близость возможных потерь заставила задуматься, что такая цена слишком велика для политических побед, тем более что Россия растранжирила за последний год все, что было накоплено благодаря высоким ценам на энергоресурсы. Однако «Путин все спустил, как азартный игрок», - резюмировал Боровой.
Для Китая намного выгоднее газ из Туркменистана - и финансово, и геополически.
Перед тем как в Китай прилетел президент РФ, Пекин навестил президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов. В ходе визита сторонами был подписан большой пакет соглашений в первую очередь в энергетической сфере. Как отмечают эксперты, визит лидера Туркмении не случайно состоялся накануне визита Путина в Китай. Таким образом, туркменская сторона захотела показать свою лояльность Китаю и, по сути, окончательно развернула вектор сотрудничества в сторону КНР, еще раз заверив Пекин, что все контракты на поставку голубого топлива будут исполняться в срок.
Кроме того, не стоит забывать, ситуация с Украиной заставила крепко призадуматься всех лидеров постсоветских государств. Позиция туркменской стороны в немалой степени сыграла на руку Китаю, так как у него в это время проходили непростые торги с «Газпромом» по цене за российский газ. В данной ситуации Туркмения стала конкурентом России и успешно проведенные в Пекине переговоры были использованы для давления Китая на российскую сторону. По оценкам экспертов российский газ обойдется Китаю в 350 долларов за тысячу кубических метров топлива. При объеме поставок до 38 млрд. кубометров в год, с возможностью увеличения до 60 млрд. кубометров в год. Такая цена обусловлена позицией российской стороны, которая считает данное направление для себя премиальным, ожидая получить доходность не меньшую, чем от сотрудничества с Европой.
К тому же следует учитывать, что положение России к азиатскому рынку наиболее выгодное, ввиду близости расположения. В тоже время Китай получает газ и из Туркмении по газопроводу Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, введенному в эксплуатацию в 2009 г. Объем поставок из Туркмении находится в пределах 30 млрд. кубометров в год при средней цене 300-320 долларов за тысячу кубометров.
Переговоры в Пекине между руководителями КНР и Туркмении еще раз подтвердили тенденцию последних лет – Китай увеличивает поставки газа из Туркмении. Однако не все так радужно для туркменской стороны, как кажется на первый взгляд. Найденные недавно в Китае залежи сланцевого газа позволят китайцам значительно увеличить производство газа на своей территории. На данный момент только несовершенство технологии добычи сланцевого газа помешало выполнить поставленную правительством КНР задачу по значительному увеличению добычи газа к 2015 г. Загвоздка в том, что по современной технологии для добычи сланцевого газа нужны большие объемы воды, а с ней как раз в Китае неважно. Однако скорость развития технологий позволяет надеяться, что через 10-15 лет китайцы вернутся к добыче сланцевого газа снова.
Другим важным аспектом увеличения импорта газа из Туркмении является ее выгодное для КНР геополитическое положение, а именно: соседство с Афганистаном, Пакистаном и Ираном. Развивая свою внешнюю политику, Китай предает стратегическое значение этим территориям, где китайцы старательно пытаются заместить влияние США. Для этого, поставленная в зависимость увеличивающимися объемами поставок газа Туркмения, как нельзя кстати. Ее влияние на западный Афганистан, которому она доставляет энергоносители, может быть использовано Китаем в своих интересах. Например, Пекин может поддержать строительство газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан, что позволит в будущем получить влияние и даже экономический контроль над огромной территорией.