Западные аналитики напоминают российскому лидеру о том, что на Юге России проблема терроризма продолжает оставаться нерешенной. Более подробно о том, что думают западные аналитики по поводу наличия террористической угрозы в южных регионах России, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания Биржевой лидер".
Издание Forbes приводит слова Эндрю Фоксолла, возглавляющего "российский отдел" британского аналитического центра The Henry Jackson Society, объясняющего, что сейчас все внимание западных стран сфокусировано на событиях, которые происходят в восточных областях Украины – Запад опасается возможного российского вторжения на украинскую территорию. Между тем, внутри Российской Федерации ведется еще одна война, и ведет ее Кремль.
Война внутри России, по мнению аналитика, обернулась гораздо большим количеством смертей, чем конфликт на территории Украины. Кроме того, она имеет гораздо большее влияние на российское общество и внутреннюю политику государства, нежели украинские события. Если аннексия Крымского полуострова только подняла рейтинг российского лидера, объединив вокруг присоединения Крыма значительную часть российского общества, то, по мнению Фоксолла, факт начала второй чеченской войны по инициативе Путина и привел нынешнего российского президента к власти. Однако даже спустя 15 лет после начала чеченской кампании, эта война продолжает демонстрировать, что она еще не завершена.
Эндрю Фоксолл утверждает, что, начиная с 1991 года, на российском Северном Кавказе продолжает царить насилие. Только за первые четыре месяца текущего года там были убиты свыше110 человек, причем они были убиты в ходе имевших отношение к терроризму нападений.
В регионе процветают бедность и безработица, а Кремль пытается победить там исламистское движение, поддерживая клановую гегемонию, коррупцию, поддерживаемую государством жестокость и беззаконие. Впрочем. Данные усилия Кремля ни к чему не привели – за пределами основных населенных пунктов региона контроль со стороны Москвы существенно ограничен.
Нестабильность, которая по-прежнему наблюдается на Северном Кавказе, является свидетельством того, что российский президент не контролирует всю страну целиком. Британский аналитик напоминает, что приход Владимира Путина к власти был связан с началом "маленькой победоносной войны". Сейчас же российский лидер пытается вновь поднять свою популярность в чем-то схожими действиями на территории соседней Украины. Однако опыт Северного Кавказа показывает, что подобные войны никогда не становятся "маленькими". Более того, именно такие войны чаще всего и обнажают все слабые стороны агрессора.
На Северном Кавказе воспользовались ситуацией в Украине.
Между тем, на Северном Кавказе воспользовались тем фактом, что в настоящее время все внимание Кремля сосредоточено на украинских событиях. Со стороны террористической группировки "Имарат Кавказ", боевики которой с оружием в руках ведут борьбу за независимое исламское государство на территории Северного Кавказа, уже раздаются угрозы подрыва безопасности на российской территории с использованием новых методов.
После гибели Доку Умарова, который на протяжении длительного времени возглавлял "Имарат Кавказ", внутри группировки развернулась борьба за власть, в результате которой существенно изменилась как организационная структура группировки, таки ее стратегия. Некоторые влиятельные ячейки поначалу довольно прохладно отнеслись к приемнику Умарова, однако он постепенно укрепил свою власть, приняв решение отказаться от той идеологии, которая, по его мнению, устарела, и, расширив спектр организационных возможностей "Имарата Кавказ". Кроме того, произошло существенное влияния на группировку со стороны чеченцев.
В настоящее время один из главных вопросов, относительно того, сумели ли российские органы безопасности сориентироваться в тех переменах, которые произошли внутри террористической группировки, остается пока открытым. В настоящее время в Кремле основное внимание уделяют украинским событиям, поэтому Кремль может потерять те позиции, которые позволяли сдерживать повстанческое движение на территории Северного Кавказа.
Стоит отметить, что решение сделать приемником Умарова на посту лидера "Имарата Кавказ" Алисхаба Кебекова может указывать на возможное распространение деятельности группировки за пределы Северного Кавказа, а проведенные недавно операции как раз и являются свидетельством подобного "смещения акцентов". В частности, в 2012 году боевики организации "Моджахеды Татарстана", которая имеет довольно тесную связь с "Имаратом Кавказ", была произведена серия террористических актов против религиозных деятелей Казани. В прошлом году дагестанскими террористами-смертниками были осуществлены теракты в Волгограде, в ходе которых погибло несколько десятков человек.
Российское руководство пока не намерено отказываться от жестких мер при борьбе с боевиками, а в течение нескольких последних лет российским спецслужбам удалось физически уничтожить как ключевых лидеров террористов, так и сотни рядовых боевиков, нанеся тем самым серьезный удар по террористической группировке. Однако, несмотря на все усилия со стороны российской власти, "Имарат Кавказ" пока не испытывает недостатка в новых боевиках, поскольку российскими властями по-прежнему не соблюдаются права и свободы человека в регионе.