На основе данных баз известного во всем мире Дома Свободы (Freedom House) и менее известного Polity IV были построены так называемые среднемировые индексы демократии (стараниями Polity IV) и политических свобод (усилиями Freedom House) за более чем два века. Об этом сообщает 20 июня «Биржевой лидер» со ссылкой на публикацию в личном блоге бывшего советника президента России Андрея Илларионова.
Эти два мировых индекса построены в виде среднего арифметического из значений для каждой страны.
Первый индекс демократии (ИД) использует период с 1800 года по 2010 год, второй индекс политических свобод (ИПС) охватывает время с 1972 года по 2014 год. Несовпадающее содержание индексов и особенности используемой в их построении научной методологии приводят к несовпадению значения индексов. Тем не менее их динамика в общем оказывается похожей в течение периода 1972 -2010 гг., поскольку, как уже успели догадаться читатели, в течение этого относительно небольшого временного промежутка есть данные по обоим индексам.
Как уже сказано в подзаголовке, тот или иной мировой индекс построены по образу среднего арифметического из значений индивидуальных стран, в том числе политически несвободных стран-недемократий. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» поэтому полагают, что динамика и значения этих индексов не равны показателям удельного веса политически свободных демократических стран в совокупном числе независимых стран мира.
В данных из Freedom House используется обратная традиционной шкала.
Поскольку в данных от Freedom House используется обратная традиционной шкала (1 для наиболее свободной страны, 7 для наименее свободной страны), то для лучшего восприятия и сопоставимости с Индексом демократии Индекс политических свобод пересчитан как бы инверсионным образом. Поэтому в ИПС значение 1 (наиболее политически свободное государство) соответствует значению 10, а значение 7 (наименее политически свободное государство) соответствует значению 0,8.
На графике определенным фоном есть выделенными три периода, которые совпадают с мировыми войнами и временами послевоенных урегулирований или сеттльментов. Андрей Илларионов, в силу своих исследовательских и не лишенных экстравагантности подходов, за третью мировую войну и последующее после нее урегулирование принимает период с 1947 по 1994годы, когда в мире этот период принято считать «холодной войной» и последующим за ней урегулированием в перестроечное и постперестроечное время в СССР и РФ. Таким образом, выделяемые господином Илларионовым периоды – это 1914-1925 годы, 1939-1946 годы и 1947-1991 годы.
В ходе каждой из мировых войн и по ее результатам шел заметный рост ИД – на 26%, 23% и 20% соответственно. Однако накануне второй мировой войны и в первой половине третьей («холодной») ИД падает очень значительно – в 1922-38 гг. на 28% и в 1946-77 гг. на 38% Свой предыдущий минимум в 1977 году к началу 21-го столетия ИД повысил примерно вдвое.
На графике размещены индексы политсвобод для СССР с 1972 года до его краха и Российской Федерации с Беловежских соглашений по наши дни.
Freedom House утверждает, что в 2006-2014 гг. наблюдалась волна новой демократической рецессии. За восемь этих лет среднемировым Индексом политических свобод потеряно более 3%. Думается, что недавний киевский Майдан и перемены, им вызванные, с лихвой восполнят эту потерю в ближайшие годы.
На графике есть также индексы политических свобод для СССР и РФ. В период с 1973 года по 1985 год в СССР, конечно же, господствовала тоталитарная система. В ходе последующей перестройки в СССР и России случилась демократическая революция с ее авторами Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным, при которой ИПС увеличился в 7 раз.
Затем во время правления Бориса Ельцина, после Беловежских соглашений о ликвижации Советского Союза, наступила все же так называемая демократическая стагнация. Вслед за ней с приходом к власти в Кремле Владимира Путина и по нащи дни в Российской Федерации господствует политическая реакция. В целом с 1991 года по 2014 год ИПС для РФ упал почти в 2,7 раза. ИПС в своих нынешних значениях для России ниже, чем в СССР в 1988 и 1989 годах.
Бросаются в глаза также данные о разнонаправленной динамике ИПС для России и всего мира в 1998-2003 годах в целом, а также в последнее время наличие качественно различных уровней ИПС в России и в среднем для всего мира. Величина ИПС в 2014 году в России была значительно ниже, чем среднемировой показатель. Значения индексов эдесь соответственно 2,6 и 5,9.
Читатели блога Андрея Илларионова пишут, что стоило чекисту Владимиру Путину прийти в Кремль, как Россию выбили с пути демократического и рыночного развития и бросили в бездну реакции. Это, дескать, вполне понятно и объяснимо. Представители спецслужб во властных структурах обычно всегда тянут к регрессу и реакции, так как специальным службам не привыкать к использованию аморальных средств.
Один из читателей в своем комментарии утверждает, что в социальной жизни те же законы развития, как и в экономической. Это кризисы (болезни общества), подъемы (нарастания революций), экспансии (революции, утверждения новых форм государственной и общественной жизни) и рецессии (стагнации, умирания или умерщвления революций).