По словам российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, Российская Федерация готова к тому, что Украина в одностороннем порядке прекратит сотрудничество в сфере ОПК. Так ли это на самом деле, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Издание "День" утверждает, что российский вице-премьер Рогозин блефует, когда заявляет о готовности России справиться с отказом Украины от сотрудничества в сфере ОПК. Напомним, что президент Украины Порошенко 16 июня в ходе заседания СНБО распорядился в полном объеме прекратить сотрудничество в оборонной сфере с Российской Федерацией. Как позже объяснил Виталий Ярема, тогда еще занимавший должность первого вице-премьера, после распоряжения главы государства Украина прекращает всяческое сотрудничество с Россией в сфере военно-промышленного комплекса.
По словам российских чиновников, Россия была готова к подобному повороту событий. В частности, Дмитрий Рогозин заявлял о подготовленном еще 10 июня плане относительно полного замещения продукции ОПК, которая импортируется из Украины, разработанном специалистами Минпромторга по распоряжению президента РФ. Вице-премьер отметил, что в основе данного плана лежат скрупулезные расчеты специалистов, подсчитавших, где и что можно произвести из того, что поставляет Украина, во сколько это обойдется, и даже были назначенные ответственные за замещение украинской продукции.
Подобные заявления выглядят слишком оптимистично на фоне того, что процесс импортозамещения требует, во-первых, времени, во-вторых, средств, хотя разговоры о том, что Россия должна избавляться от импортозависимости, велись уже давно. Время и средства потребуются даже там, где к этому уже начали понемногу готовиться, поэтому пока Российская Федерация еще довольно далека от того, чтобы полностью избавиться от зависимости от продукции, которую она закупает в Украине.
В частности, россияне наладили собственное производство двигателей ВК-2500, которые устанавливаются на российские вертолеты. Однако данной программой предусмотрено, что в год будет выпускаться от 300 до 320 двигателей, а в настоящее время объем производства двигателей в несколько раз ниже от запланированного. Более того, даже по самым оптимистичным прогнозам, выйти на запланированный уровень раньше, чем через год, не получится.
Авиационные двигатели – одно из уязвимых мест России.
Авиационные двигатели, которые в Россию поставляет украинское предприятие "Мотор Сич", являются одним из самых уязвимых мест Российской Федерации в сфере ОПК. Только в 2014 году российская сторона ожидала, что Украина поставит около 400 двигателей. Впрочем, нанесет ли "Мотор Сич" удар по российскому ОПК, пока еще остается загадкой – завод является частной собственностью, а двигатели, которые производит предприятие, относятся к продукции "двойного назначения". Даже после того как и. о. президента Украины Турчинов подписал указ о запрете сотрудничества в военной сфере с РФ, продукция, которую можно использовать как в военной, так и в гражданской сферах, под данный запрет не попала.
Агентство "РИА Новости" уже сообщало, что предприятие "Мотор Сич" не получало никаких официальных уведомлений относительно прекращения сотрудничества с Российской Федерацией, заявив, что данная информация получена у официального представителя запорожского предприятия, поэтому двигатели для российских вертолетов и дальше будут поставляться.
Если верить заявлениям, которые делают представители высшего российского руководства во главе с президентом страны, то всю продукцию ОПК, которую Российская Федерация закупает у других стран, можно будет заменить на российскую буквально за несколько лет, разработав аналоги, которые будут выпускать российские предприятия. Хотя ранее и было подсчитано, что на сосредоточенных на территории России примерно 80 процентах предприятий ВПК бывшего Советского Союза без сотрудничества с Украиной и рядом других стран СНГ можно будет выпускать всего лишь 17 процентов существующей номенклатуры изделий военного предназначения. Риторика, которую используют российские чиновники, сводится к заявлениям, что Россия не столь сильно зависит от Украины, поэтому могла бы заменить ее продукцию. Однако затем следует "вот только", и как раз в этой фразе и спрятано самое главное.
Конечно, теоретически, все компоненты, которые поставляет Украина, можно найти в другом месте – ведь кто-то еще их все равно должен производить. Однако если Украина, например, перестанет поставлять в Россию турбины для кораблей, то россиянам придется обратиться к британской компании Rolls-Royce или к американской GE, что, с учетом отношения западных стран к России после аннексии Крыма и последующих событий в Украине, тоже является, мягко говоря, не лучшим вариантом.
Несмотря ни на что, Россия продолжает заявлять, что от разрыва сотрудничества в сфере ОПК Украина потеряет больше, подобный шаг может стать фатальным для ее оборонной промышленности, которая, по большому счету, нужна только Российской Федерации. Хотя на самом деле Украина успешно конкурирует с Россией по целому ряду номенклатуры на мировых рынках, в частности, продавая там свои бронетранспортеры и танки.