Деятельность отделений Сбербанка в городе Ростове по обмену украинской нацвалюты нуждается в большом внимании следователей, о чем говорит руководитель Института проблем глобализации М. Делягин.
Специалисты издания "Биржевой лидер" напоминают: ранее в распоряжении СМИ оказались сообщения и официально подтверждающие документы, что в отделениях Сбербанка Ростова-на- Дону, куда в последнее время съезжаются беженцы из неспокойного Донбасса, у клиентов покупали гривны по курсу только 1,1 рубля за всего лишь 1 гривну. При этом работники Сбербанка по телефону заявляют, что за 1 гривну в городе Ростове выплачивают целых 2 рубля. В свою очередь, официальный курс украинской валюты — 2,9.
"Я уверен, это грабеж в его чистом виде, - заявляет Делягин — Это реализация одного из коммерческих принципов: кому горькая война, а кому и мать родна. Считаю, что Сбербанк нагло и цинично использует бедственное положение людей. Было бы можно говорить, что рыночный курс 2,9, а вот Сбербанк вводит курс 2 так как незначительный объем операций. Если это так, то, в действительности, банки часто резко вводят низкий курс, берут крупную маржу, чтобы отбить админрасходы. Но в этом случае мы имеем довольно большой объем операций. Поэтому курс 2 - цинично и нагло занижен".
Экономист также обращает внимание на очевидное несоответствие курсов, которые озвучивают в телефонном разговоре и предлагают клиентам в отделениях, и предполагает возможность мошенничества. "Что до курса 1,1, то это явное нарушение внутренних правил со стороны Сбербанка. Если его не исправили с жестоким наказанием руководителей местных отделений, то это все делается по согласованию с высшим руководством Сбербанка", — заявил М. Делягин. То, что российский Сбербанк является на сегодняшний день государственным банком, добавляет еще большего цинизма ситуации и демонстрирует высокую степень двусмысленности современной политики по отношению к соседней Украине, отметил видный экономист.
"Но для меня, в целом, это не является чем -то новым. Отношение Сбербанка к собственным клиентам общеизвестно. Это финансовое учреждение достаточно цинично относится к российским гражданам, которые у него получают банковское обслуживание; стандартной выступает ситуация, когда деньги попросту застревают в банкоматах, люди жалуются на качество интернет-обслуживания, которое время от времени выдает сообщение о какой-то технической ошибке, а деньги куда-то исчезают. Если он относится так к отечественным гражданам, то вполне естественно и логично предположить, что аналогичное отношение распространяется и на всех других, и на беженцев также", — считает М. Делягин. Он предполагает, что такая политика банка – главное основание для возбуждения громкого уголовного дела по фактам мошенничества.
Банкиры объясняют этот грабеж "нулевым спросом".
Зарубежные СМИ пишут, что прибывающие в Ростовскую область украинские беженцы у себя на родине оставляют всё нажитое, прихватив только документы и небольшие финансовые сбережения. В Ростове они для себя открывают горькую правду: гривны не представляют здесь абсолютно никакого интереса для многочисленных российских банков.
Журналисты обошли восемь банков, которые располагаются на центральных улицах Ростова, и только в одном отделении Сбербанка согласились обменять гривны на российские рубли. При этом условия обмена были поистине драконовские: вышеуказанный курс 1,1 рубля за одну гривну.
В итоге, украинцы, пожелавшие оставить неспокойную территорию Донбасса, оказываются в по-настоящему безвыходной ситуации: вроде бы деньги есть, а на самом деле — нет. Современные российские банки категорически отказались войти в положение граждан соседней страны, попросту от них отвернувшись.
Разобраться в ныне сложившейся ситуации помог директор одного из ростовских филиалов "БКС Премьер Банка" Р. Хисматуллин. " В наше время любая валюта — товар. Покупая гривну как банк, вы потом её должны кому-то перепродать. Или оптом в иной банк, или частным лицам в розницу. Сейчас в России гривна никому не нужна. На неё вообще нулевой спрос. Сейчас для любого банка она несёт в себе поистине колоссальные риски, — высказывает своё экспертное мнение Р. Хисматуллин. — Второе — это проблемы с кадрами. Кассиры банков России не обучены работать с гривной и не умеют распознавать фальшивые банкноты".
Резюмируя, эксперт сказал, что сейчас на гривну спрос нулевой, а вот предложение зашкаливает. "Насколько я лично знаю, только один госбанк гривну принимает, и то по не выгодному курсу. Опять же не от жадности, я так предполагаю, а в силу рисков. Возрастают риски, возрастают спреды на валюту, или если проще сказать «наценка» на товар. Поэтому через какой-то определенный банк в частном порядке, этот вопрос никак не решить. Лишь с привлечением государства", — уверен Р. Хисматуллин.
В свою очередь, беженцы сообщают, что в их лагеря каждый день приезжают скупщики, которые предлагают невероятно заниженный курс. "Они нам это объясняют тем, что наши деньги — это не нужные никому бумажки, и если их сегодня не обменять хоть на какие-то рубли, то через какой-то месяц их можно будет выбросить", — рассказывает жительница украинского города Донецка Светлана.