Фильм «Приказано забыть», который не смог даже получить официальное прокатное удостоверение, рассказывает о трагедии в селе Хайбах в Чечне и демонстрируется на 36-м Международном кинофестивале в Москве, как информирует 21 июня агентство «Интерфакс».
Авторами киноленты показ фильма назван смелым шагом.
Режиссером Хусейном Эркеновым, представлявшим «Приказано выжить» на ММКФ, выражена благодарность организаторам фестиваля. Кинорежиссер сказал, насколько в данных условиях непросто принять подобное решение. Картина рассказывает о кровавой истории в селе Хайбах, где, согласно данным очевидцев, зимой 1944 года сотрудники Народного комиссариата внутренних дел сожгли в конюшне местного колхоза семьсот чеченцев.
Фильму не дали прокатное удостоверение, при этом Депаратмент кинематографии отправил продюсерам ленты письмо. В нем говорилось, что изложенные в кинофильме события якобы являются исторической фальшивкой. Его же демонстрация будто бы будет содействовать разжиганию межнациональной розни. По данным департамента, архивы НКВД информацию о массовом сожжении чеченских людей не содержат. В то же время, как отмечают в агентстве «Интерфакс», Министерство культуры факт запрета упомянутого фильма отрицает и якобы отправило его на экспертизу. Эксперты редакции «Новости мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что показ запрещенного в России творения Хусейна Эркенова про массовое сожжение чеченцев палачами НКВД раскрывает очередное злодеяние сталинизма и выбивает почву из под ног предпринимаемых в последнее время в Российской Федерации попыток обеления роли Сталина в глазах современников.
Приказано забыть собственную историю.
Продюсер картины Руслан Коконаев рассказал на одной из своих страниц в «Фейсбуке» об обстоятельствах письма директора Департамента кинематографии Вячеслава Тельнова. Господину Коконаеву его исполнительный продюсер сообщил, что Минкульт РФ запретил фильм «Приказано забыть» для показа на российской территории. Решение принято, осталось получить только официальное уведомление. Оно отправлено по адресу господина Коконаева. Официальной причиной запрета названо, ни много ни мало, разжигание национальной розни. Позже известили и о причине, способствовавшей якобы принятию позорного решения. Официальному уведомлению Минкульта РФ об отсутствии в архиве НКВД данных о сожжении людей в горном чеченском селении Хайбах предшествовало решение руководства Чечни о запрете проведения траурных мероприятий 23 февраля 2014 года в день семидесятилетия депортации ингушей и чеченцев с их исторической родины. Памятные мероприятия перенесли на 10 мая, когда в Грозном запланировали премьеру «Приказано забыть».
Однако премьерный показ пришлось тоже перенести. По словам Коконаева, он не смог созвонится по какому-либо телефону с людьми, горячо обещавшими помощь в организации первого просмотра в столице Чечни.
В фильме сквозит боль людей с обеих сторон. И тех, кого подвергнули убийственным расправам или депортации, и тех, кто вынужден был исполнять преступные приказы. Продюсер фильма считает, что этот кинофильм, наоборот, реабилитирует русских и показывает все на самом деле. Главная мысль, проходящая красной нитью через весь сюжет, заключается в том, что человек является самым дорогим существом на Земле, и он от рождения свободен. В сталинские времена подобным человеческим правом общество пренебрегло, когда воля сильного руководителя оказалась выше. Свободу и права личности нарушили. Руслан Коконаев подчеркивает, что в кинокартине нет аналогий с путинской сегодняшней властью.
Близкие и родные Руслана тоже переживали страшную депортацию, что отражено частично в фильме. С его слов, прототип одной героини – это его бабка, не подписывавшая нужные сотрудникам НКВД документы для признания ее семьи кулацкой и последующей отправки в Сибирь.
Трагедия с расправами и депортацией и сейчас сказывается на чеченских и ингушских людях, проявляясь и в недоверии к властям. Однако им всесте с их детьми нужно проживать в этой стране. Если же о трагических событиях не говорить в настоящее время, то подобное может повториться.
Коконаев обращается с вопросами к господам, которые так радеют на бумаге за национальное согласие. Куда они прикажут деть 250 свидетелей преступления в Хайбахе? Это ведь все документировано. И где люди, которые в 1944 году были в этом горном селении и там 27 февраля того же года пропали? Они за день разложились на атомы? Как быть с их многочисленной родней, которая, представьте себе, жива и здорова, и утверждает, что они у нее были. Что делать с протоколами допросов многочисленных свидетелей этого события и постановлением Правительства России по созданию комиссии для расследования этого преступления? Куда, наконец, девать само поселение Хайбах? Оно же есть! Совершенно пустое, где не живут уже люди. Сохранилась и конюшня со следами огня и останками людей в земле под ней. В конце концов, существуют документально зафиксированные материалы Правительственной комиссии с приложенными фото и видеоматериалами. Хабах сталинскими палачами был определен местом сбора из нескольких сел Галанчожского райна, куда согнали как людей из окрестных поселений, так и отставших. Были и пастушьи семьи, коих жило в горах много.