Российское государство абсолютно не беспокоит судьба своих граждан, оказавшихся на территории Украины и взявших в руки оружие. К такому выводу пришли журналисты российского издания Новая газета, месяц назад первыми сообщившие согражданам о массовом прибытии «грузов 200» из Донбасса в Ростов-на-Дону.
4 июня Новая газета опубликовала объемный репортаж с множеством документальных фотографий о том, как на пропускном пункте Успенка на российско-украинской границе проходила колонна грузовиков-рефрижераторов, в которых находились гробы с 31 трупом граждан Российской Федерации. На автомобилях в качестве опознавательного знака было крупно написано число 200, а сами гробы были украшены наклейками самопровозглашенной Донецкой народной республики.
Неразговорчивые водители фур-холодильников скупо объяснили, что везут в Россию тела погибших при штурме аэропорта в Донецке, произошедшего 26 мая. Бой был страшный, но захватить аэродром сепаратисты и наемники не смогли, оставив на поле боя десятки – если не сотни – трупов. Позже тела убитых были складированы в одном из ангаров поблизости от аэропорта.
Кто отправлял «груз 200» из Донецка и кто является получателем гробов с гражданами РФ, ни водители, ни пограничники, ни таможенники не распространялись. Российских защитников границы вполне удовлетворили справки с печатями от Донецкого областного бюро судебно-медицинской экспертизы, что в гробу находится такой-то гражданин (ФИО погибшего), а в самом гробу и теле умершего нет никаких предметов, запрещенных к пересечению российской границы.
Новая газета написала, что ни один российский телеканал или общенациональное СМИ – печатное либо электронное – о погибших 26 мая в Донецке гражданах РФ не сообщил.
Запросы в ведомства.
Журналисты Новой газеты обратились в Министерство иностранных дел РФ, Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Федеральную пограничную службу по поводу «груза 200», направленного в Ростовскую область с территории сопредельного государства.
Первыми – почти сразу же – на запрос ответили представители внешнеполитического ведомства. Правда, первоначально ответы следовали только в телефонном режиме. На многочисленные просьбы журналистов дать официальный ответ министерство ответило полулегально – письмом по электронной почте. Но в любом случае ответ был один и тот же: консульской службе МИД РФ ничего не известно об участии граждан России в боевых действиях на территории Украины.
Федеральная пограничная служба ответила позже – мол, задаваемые журналистами вопросы не входят в компетенцию ведомства.
Аналогично отписалась и Генеральная прокуратура: данные вопросы относятся к компетенции органов предварительного следствия.
Следственный комитет России молчит до сих пор.
Судя по всему, уголовное дело по факту гибели нескольких десятков граждан Российской Федерации не возбуждено.
То ли дело Коломойский и Аваков.
Журналисты Новой газеты отмечают, что замалчивание факта гибели российских граждан ведущими средствами массовой информации РФ резко контрастирует с тем, как подробно освещается возбуждение уголовных дел против губернатора украинской Днепропетровской области Игоря Коломойского и министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, обвиняемых в использовании незаконных методов ведения войны и массовой гибели людей. Басманный суд уже успел даже выдать ордера на их арест. Много российские СМИ писали о гибели на Донбассе российского журналиста Анатолия Кляна, сейчас в центре внимания арест украинской летчицы Надежды Савченко, которую каким-то образом вывезли из Украины и посадили в следственный изолятор Воронежа.
Свои же сограждане оказались не нужны Родине. Причина такой «забывчивости» лежит на поверхности: если дать делу официальный ход, то российским властям придется отвечать на многие «неудобные» вопросы. Как они попали на территорию сопредельного государства? Кто помогал им в нелегальном переходе границы? Откуда у них оружие, в том числе самое современное российское, которое состоит на вооружении исключительно российской армии? Кто они – добровольцы или наемники? Статью Уголовного кодекса РФ «Наемничество» никто не отменял, хотя «патриотические» депутаты Государственной думы РФ предлагают срочно принять поправки в российское законодательство, которые позволят вывести из-под уголовной ответственности сотни (или тысячи?) российских наемников, отправившихся воевать на Донбасс.
Журналисты Новой газеты требуют дать конкретные ответы на свои конкретные вопросы – начиная со списка погибших в Украине граждан Российской Федерации и заканчивая перечнем лиц, виновных в гибели смерти соотечественников.
Как называть граждан РФ, воюющих в Украине?
Вначале Москва полностью отрицала факт своего вмешательства во внутренние дела соседнего государства. Первым проговорился президент Владимир Путин, который публично признал, что проведение референдума в Крыму состоялось благодаря российским военнослужащим, которые «гарантировали порядок и свободу волеизлияния». Когда на Донбассе разгорелась настоящая война с применением тяжелого вооружения и самого современного оружия, Москва продолжала отрицать свое участие в формировании и вооружении террористических банд на Юго-Востоке Украины. Глава МИД Швеции Карл Бильдт иронично спрашивал на своей странице в соцсети Twitter: в Славянске ПЗРК последней российской модели можно купить в любом супермаркете?
Воюют граждане РФ в Украине, для всех это неоспоримый факт. Вот только одни прямо называют их наемниками – например, член Совета по правам человека при президенте РФ Андрей Юров, который опасается, что смягчение статьи «Наемничество» бумерангом ударит по самой России. А его коллега-правозащитник Максим Шевченко считает, что россияне едут в Россию выполнять интернациональный долг.
Знакомые слова. Вот только афганцам, выполнявшим этот самый интернациональный долг, чиновники потом говорили, что они их туда не посылали.
Автор: Александр Дынниченко