За последние годы аварии в московском метро стали настолько частым явлением, что вначале в новостных выпусках о произошедшей 15 июля катастрофе непросто было разглядеть что-то особенное. В этот раз поезд сошел с рельсов, но мог загореться или же остановиться вследствие подтопления, может быть задымление или замыкание. Кроме того, он мог попросту застрять на несколько часов в тоннеле вследствие поломки, или вообще попасть под балку рекламного щита, упавшую сверху. Многие уже не удивляются подобным событиям, так как они происходят довольно часто.
Однако вчера недосмотров, мелких поломок, случайностей и воровства накопилось достаточно для того, чтобы вызвать самую настоящую катастрофу в метро. И масштаб у нее не московский, а мировой, так как события, случившиеся между «Славянским бульваром» и «Парком Победы», могут претендовать на негативный рекорд в мировом пользовании метро, в частности, если обратить внимание на соотношение чудовищности последствий и незначительности причин, как пишет российское интернет-издание Слон.
Причины все еще неизвестны.
В самый час пик, а именно в 8.45 утра, в тоннеле между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» с рельсов сошло несколько вагонов, причем эти вагоны были новые, 2008 года выпуска, и сделали это они на таком же новом перегоне, который был открыт в 2008 году. На данный момент причины произошедшего выясняются, однако точно установлено, что это не был пожар или теракт. Предполагается, что это могла быть попросту неисправность стрелки или же скачок напряжения, вследствие которого поезд резко затормозил, и вагоны сошли с путей.
За последние 70 лет истории московского метро данное событие оказалось наиболее крупной техногенной катастрофой, вследствие которой погибли 22 человека, а еще 129 госпитализированы. Ничего сопоставимого не было ни Великую Отечественную, ни во времена перестройки, ни в 90-е. До данной крупной аварии была только лишь поломка эскалатора на «Авиамоторной», произошедшая в 1982 году.
Теперь руководитель Мостранса Максим Ликсутов начал оправдываться, якобы в метро катастрофы - нередкое явление, и бывают они везде. Тут с ним нельзя не согласиться, так как, конечно, они бывают и достаточно нередко. Однако их мало что объединяет, кроме общего названия «катастрофа в метро», поскольку они все отличаются друг от друга, в частности, и по численности жертв.
К примеру, наиболее крупная техногенная катастрофа метро Токио произошла в 2000 году. Тогда виной всему стала неисправность стрелки, вследствие чего в 9 часов утра на резком повороте с рельсов сошел последний вагон поезда, но при этом в него врезался другой поезд, который шел навстречу. Тогда пять человек погибли и 63 получили ранения. Если провести параллель с недавним событием в московском метро, то можно увидеть, что погибших в разы меньше, несмотря на то, что поезд не только сошел с путей, но и столкнулся со встречным.
Можно также вспомнить самую крупную аварию в истории вашингтонского метро, которая произошла в 2009 году. Тогда движущийся поезд протаранил стоящий на станции. Оба поезда были с пассажирами, произошло все это в 5 часов вечера, однако погибло в аварии девять человек, а ранения получили 52. И в этот раз пострадавших значительно меньше, чем в московском метро, хоть и речь в данном случае идет о столкновении, а не о том, что несколько вагонов сошли с рельс.
Естественно, если хорошенько покопаться в истории метрополитенов всего мира, то можно найти более масштабные аварии, чем в московском метро. К примеру, в парижском метро из-за пожара на станции «Курон» погибли 84 человека, однако произошло это в далеком 1903 году. Также можно вспомнить произошедший в 1987 году смертоносный пожар на лондонском эскалаторе, или же пожар в бакинском метро в 1995. Есть также более свежая катастрофа, произошедшая в Южной Корее в 2003 году. Тогда в городе Тэгу каким-то психопатом был устроен поджог, в результате которого погибло 192 человека. Только сравнивать ситуацию, когда с рельсов сошел поезд и когда в подземке все затянуто дымом и полыхает, как минимум не корректно.
О других «подобных сбоях».
Остается непонятным, какие аварии имелись в виду Ликсутовым, когда он утверждал, что произошедшее в Москве не является исключением, и «подобные сбои» были в Испании и Нью-Йорке. Речь, скорее всего, шла о том, что недавно, а именно в начале мая, в метро Нью-Йорка тоже сошел с рельсов поезд. В будний день утром случилось неожиданное и резкое торможение, вследствие которого с путей сошли шесть вагонов. Такое действительно было, и даже чем-то похоже на московскую аварию, однако в случае с нью-йоркским метрополитеном есть одно «но» – ни один человек не погиб. Были только пострадавшие в количестве 19 человек. Может быть, имелся какой-либо другой похожий случай в Нью-Йорке, ведь и правда, поезда там сходят с рельсов раз в несколько лет. Однако пассажиры в таких происшествиях не гибнут.
Как оказалось, Москва это далеко не Берлин или Нью-Йорк, и даже не Каир с Дели. Делийские поезда специально устроены так, что, даже сойдя с путей, они не убивают никого, а в московской подземке даже малейшая неисправность – без пожара, взрыва, или наводнения – способна на пустом месте лишить жизни 22 человека и еще покалечить полторы сотни. При этом начальство, которое ответственно за это, потом скажет, что это вовсе не исключение, так как за последние полвека такого рода трагедии, схожие по своей чудовищности, случались всего дважды: в Лондоне 40 лет назад и почти 10 лет назад в Валенсии.
Автор: Оксана Кидун