Введение ненулевых пошлин для товаров с Украины, Грузии, а также Молдавии — не единый возможный ответ Москвы на СА трех соседних государств с Евросоюзом. Россия может ввести существенные ограничения на ведение торговли с этими тремя странами по примеру известных западных санкций, о чем говорится в правительственных документах. Однако такой сценарий чреват многочисленными разбирательствами в ВТО, как отмечает издание "RBK daily".
3 варианта Москвы по решению вопроса с санкциями к странам, подписавшим СА.
В российском правительстве детально обсуждают три варианта того, как РФ может защитить собственный внутренний рынок после официального вступления в силу СА Украины, Грузии, а также Молдавии. Это следует из недавно обнародованного рабочего документа представителей Минэкономразвития, подлинность которого подтверждают сразу 3 правительственных чиновника.
Журналисты издания "Биржевой лидер" отмечают, что первый вариант хорошо известен — про него не один раз говорили чиновники из Вашингтона. Для защиты Москва может применить хорошо известное 6-е приложение к договору о работе зоны свободной торговли на территории СНГ. По нему государства — участники зоны свободной торговли имеют право устанавливать т. н. ненулевые ставки таможенных пошлин к государствам зоны, если в результате имеет место значительный рост импорта каких-либо зарубежных товаров на территорию одну из стран.
В данном документе опытными чиновниками предлагается активно использовать такой вариант для случая с республикой Молдавией. Сегодня в отношении большинства товаров, которые поступают на российский рынок непосредственно из этой страны, действуют специальные нулевые импортные пошлины. В Москве повысят их до уровня режима самого большего благоприятствования ВТО, если сумеют увидеть угрозу увеличения серого импорта из Евросоюза, о чем объяснял ранее нынешний замминистра экономразвития А. Лихачев.
У такого предложения есть свои риски: импортеры способны обойти требование об уплате т. н. ненулевых пошлин, перенаправив сами поставки через какие-то третьи страны.
Второй вариант — полная приостановка действия известного договора о зоне свободной торговли для государства, подписавшего договор с ЕС. Это можно сделать, если удастся доказать, что государство нарушило договор или произошли те изменения, которые коренным образом меняют ситуацию, при которой сам этот договор был подписан.
С точки зрения главных последствий для ведения торговли два сценария равнозначны. "Применяя 6-е приложение, Москва устанавливает режим самого большего благоприятствования, другими словами торговать, к примеру, с Украиной она станет на тех же условиях, как и с государствами, с которыми нет никаких вообще торговых соглашений. Получается, что денонсация договора и 6-е приложение являются равнозначными", — говорит эксперт по международной торговле А. Кнобель.
Но приостановка действия договора окажется выгоднее для РФ именно с политической точки зрения и по такой же причине слишком трудна в исполнении. "Для этого важно получить согласие всех без исключения членов зоны нынешней свободной торговли стран СНГ", - говорит г-н Кнобель. Но договориться о совместных действиях Москве не удалось даже с партнерами по ТС. На совещании в июне этого года вице-премьеры РФ, Казахстана и Беларуси должны были полностью согласовать совместные меры по реагированию на ассоциацию Украины со странами ЕС, но согласно итогам встречи первый вице-премьер И. Шувалов заявил, что решение о защите нацрынка приниматься будет на уровне российского правительства.
Третьим вариантом - наиболее жестким, предполагаются разные защитные меры по соображениям нацбезопасности. Фактически это означает полный запрет на ведение торговли по определенно взятым товарным группам. Сделать это возможно, руководствуясь 16-й статьей ГАТТ (Генсоглашения по тарифам и торговле). "16-я статья ГАТТ — это своего рода джокер, которым государство может воспользоваться, так как у всех имеется собственное субъективное понятие о такой безопасности", — объяснил Кнобель.
Это только запасной вариант, его использование не рекомендуется, признают даже сами чиновники. "В самой практике ВТО ссылка на такого рода положения в обоснование применяемых мер в автоматическом порядке означает признание членом ВТО того факта, что такая мера полностью противоречит его обязательствам в рамках действия ВТО", — подчеркивается в документе.
"Все 3 версии - технические, Россия постарается вообще уйти от их применения", - говорит глава департамента по взаимодействию с органами ТС и сотрудничеству с СНГ Минэкономразвития А. Цыбульский. "Мы занимаемся больше тем, что обсуждаем с партнерами разные вопросы несоответствия ранее на себя взятых обязательств и новых обязательств, следующих после имплементации СА с ЕС у всех 3-х стран", — уточнил он.
По словам чиновника, в сентябре должны пройти переговоры на уровне министров, где все стороны попытаются достичь определенного компромисса, а до того момента будет работать специальная экспертная группа, которая оценит все риски российской стороны. "Впервые в начале июля в ЕС признали, что Россия может понести значительные потери от евроассоциации государств зоны свободной торговли. Поэтому мы из того исходим, что если мы сможем официально доказать значительное расхождение в обязательствах, то все наши партнеры, включая европейские, пойдут по пути заключения дополнительного рода протоколов", — говорит чиновник.