Прошло больше четырех месяцев после того как Аксенов, Чалый и Константинов пожали руку российскому президенту в Кремле. После данного события Крым стал институциональным и перестал быть конкретным. Весь мир делал попытки понять, как полуостров изменит Российскую Федерацию, однако практически никто, кроме непосредственно крымчан, не пытался вникнуть, как же Россия изменит Крым. И вот настало сто дней, и это не случайный срок. За это время праздничные эмоции успели осесть, и настало время жить. А ведь быт достаточно скучен. И тут уже имеет значение, чтоб было не хуже других.
Что же произошло в Крыму и что еще может произойти, описывает российское интернет-издание «Слон».
В вопросе быта Крыму, можно сказать, повезло, так как недалеко есть Донбасс, где все гораздо хуже. Военные действия, артиллерийская стрельба, беженцы, сбитый малайзийский самолет, а вот в Крыму тихо и спокойно. И даже нет смысла пояснять, что без Крыма не было бы и Донбасса. На полуострове верят, что в марте была поставлена точка. Исправлена ошибка 1954 года. Старая история закончилась. А подвох в том, что после референдума все только началось.
Полуостров является вполне новоуверовавшим регионом. По этой причине крымчане не видят того, что так и не случилось на их территории. А не случилось очень многое.
Для примера, полуостров как минимум формально стал единственным настоящим субъектом федерации. Крымские активы не интегрированы в вертикаль, в отличие от других регионов Российской Федерации. Железные дороги полуострова не стали частью РЖД, крымская почта не включена в «Почту России», ГТРК «Крым» не находится в подчинении ВГТРК и так далее. И в этом нет ничего удивительного, так как экономика России, словно бисер, вплетена в мировую фенечку. И забрать актив полуострова для России означает практически гарантировано попасть под мировые санкции. По этой же причине в Крыму по сей день действуют украинские операторы мобильной связи. Иногда появляется информация о том, что планируется создание автономного крымского оператора связи, однако дело не идет дальше слухов.
Да, для Украины Крым был полуостровом, а вот для России это вполне остров. Поэтому не может не сказаться отсутствие сухопутной границы. Это первый сезон, который регион встречает без толп туристов и ажиотажа. Из 5,5 миллиона отдыхающих в прошлые годы 70% были украинцами, из России приезжало лишь 25% туристов, остальную часть представляли белорусы. В этом году логистика изменилась: на самолете в Крым можно добраться лишь из российских городов, а поезд из Москвы вместо 24 часов теперь идет практически двое суток. И остается неизвестным, как выживать людям, которым удачно проведенный сезон позволял жить весь остальной год.
Сразу после оккупации крымское правительство обещало рекордные десять миллионов туристов в этом сезоне. Затем они опустили планку до четырех миллионов, а теперь остается лишь гадать, сколько в действительности приедет в Крым отдыхающих.
Крым может выжить лишь за счет госвливаний.
Для Российской Федерации Крым сегодня имеет большее значение, нежели Северный Кавказ. Однако между двумя этими регионами есть существенная разница – Чечня хотела мира, а полуостров же хочет видеть Советский Союз.
Однако Крым законсервирован как экономически, так и кадрово. Новых лиц у власти нет.
И до конца остается непонятным, что же ждет крымчан в будущем. Пока ясно лишь то, что игровой зоне в Крыму быть. Все же остальное туманно. У местных властей Севастополя есть некоторые наметки развития города. Они предлагают делать акцент на рыболовстве, IT-индустрии, авторском виноделии, а также туризме. Направления вполне прогрессивные и конкурентоспособные. Однако проблема заключается в том, что термин «конкурентоспособность» уже не сочетается с Крымом. Подобные территории, имеющие спорный правовой статус, могут выжить только за счет государственных вливаний.
Оказавшись в международной изоляции, у Крыма не осталось иного выхода. Зарубежных инвестиций, как и международных рейсов, на полуостров ожидать не стоит. В этом регионе рыночные условия не действуют, по этой причине Крым будет вынужден оставаться на аппарате искусственного государственного дыхания.
В то же время крымчане сейчас измеряют свою жизнь не по украинскому прошлому, а по украинскому настоящему. Поэтому здесь перестали работать всякие аргументы. Самые популярные позиции жителей Крыма заключаются в двух фразах – «лишь бы не было войны», а также «никуда не денутся – признают». Тем самым, они считают, что Украине остались считанные месяцы, а вот Крым успел заскочить в спасательную шлюпку, и Россия скоро «заборет» США.
Во всем происходящем можно обнаружить злую иронию. Полуостров регулярно оказывался на острие бритвы – с НАТО, «планом Даллеса» и «мировой закулисой». Сегодня же Крым в действительности стал краеугольным камнем мировой геополитики. Но вот его новое гражданство станет одним из главных испытаний для Москвы. Санкций избежать не удастся, рост экономики продолжит замедляться, а признания так и не дождаться. В Крыму все думают, что полуостров после референдума является акушером новой эпохи Российской Федерации. А вот думать о том, что более четырех месяцев назад он начал играть роль могильщика старой, никто не хочет.