Россией правит не Путин, который, правда, не прекращает попыток убедить всех вокруг в своей исключительности и значимости для страны, а своеобразное "Политбюро 2.0". О том, существует ли сейчас в России новая версия известного по временам Советского Союза Политбюро, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Литовское издание Delfi отмечает, что систему российской власти, которую выстроил Путин, на Западе все чаще называют "монолитной пирамидой". Российский лидер действительно умеет подать себя в глазах общественности как лидера-государственника, являющегося для России незаменимым, принимающим самые важные решения единолично. Однако подобное восприятие процессов, происходящих внутри России, является ошибочным, и оно не позволяет лучше понять, на чем основан режим Владимира Путина.
Сегодня российская власть – это вовсе не строго вертикальная структура, которой руководит только один человек. Вертикаль власти в Российской Федерации – это один из многочисленных пропагандистских штампов Кремля. На самом деле, российская власть представляет собой конгломерат конкурирующих друг с другом в борьбе за ресурсы страны групп и кланов. Причем роль самого Путина в данной системе уже долгое время остается неизменной – российскому лидеру отводится роль модератора и арбитра. Впрочем, Путин является более чем влиятельным арбитром, и его слово, как минимум при решении возникающих конфликтных ситуаций, является решающим.
Начиная с 2000 года в России сформировался стиль принятия политических решений, который сейчас все больше напоминает известное старшему поколению Политбюро эпохи Советского Союза. Специфика "нового Политбюро", или говоря современным языком "Политбюро 2.0", состоит в том, что его члены практически никогда не проводят совместных заседаний, как это было в советские времена. Еще одним специфическим фактором "Политбюро 2.0" является то, что формальный статус его членов далеко не всегда соответствует реальному влиянию на принимаемое решение. И, наконец, третий фактор – вокруг "нового Политбюро" сформировалось сразу несколько элитных группировок. Их можно условно разделить на "предпринимательские", "технические", "политические" и "силовые". Данные группировки, с одной стороны, являются опорой в процессе управления "Политбюро 2.0", однако, с другой стороны, представители этих группировок и сами они в целом постоянно враждуют за влияние в новом российском "Политбюро" между собой и пытаются выдвинуть в его состав своих представителей.
Отметим, что это описание российской власти было сделано еще в 2012 году Евгением Минченко, известным российским политическим консультантом. Более того, в среде российских аналитиков уже довольно давно пользуется популярностью термин "коллективный Путин". По сути, данный термин отражает убеждение аналитиков в том, что главные решения в России все-таки принимаются не единолично, а сам российский президент на самом деле является неким символом данной системы, хотя он по-прежнему не утратил роли модератора и арбитра.
Путин все время ищет баланс сил в борьбе между кланами.
Между аналитиками и политическими экспертами нет единого мнения относительно системы кланов внутри Российской Федерации – многих людей разные эксперты относят к разным кланам или группам, причем влияние этих людей внутри этих групп или кланов также оценивается по-разному, как по-разному считают и количество данных группировок. Более того, разногласия существуют даже в вопросе относительно количества наиболее влиятельных кланов. Однако, единственное утверждение, которое не вызывает никаких дискуссий, является утверждение о войне, ведущейся между кланами. Результаты этой войны становятся фундаментом принятия тех или иных решений, в то время как сам Путин находится в постоянном поиске баланса сил.
Подобную оценку российской власти нельзя называть каким-то новым открытием. Сейчас многие уже стали забывать, что еще в начале правления Путина, во времена его первого президентского срока, практически на протяжении всего прошедшего десятилетия в мире постоянно обсуждали противостояние внутри России, возникшее между представителями так называемых "либералов" и "силовиков" и принятые российским руководством решения, которые были основаны на результатах этого противостояния.
Основные кланы.
Сейчас количество противоборствующих сторон увеличилось, поэтому нельзя говорить только о противостоянии "либералов" и "силовиков". Анализ исследований влиятельных российских кланов наряду с анализом публичного дискурса Российской Федерации позволяет практически точно определить, какие кланы являются самыми влиятельными в России.
По мнению экспертов, самым влиятельным российским кланом является клан Игоря Сечина, главы компании "Роснефть", даже с учетом того, что аргументов в пользу данного утверждения не так уж и много и их нельзя назвать слишком вескими. Не меньшим влиянием пользуется и клан главы АП РФ Сергея Иванова – его влияние и раньше было весьма существенным, а сейчас влияние Иванова усилила возможность прямой связи с Путиным.
Еще тремя как минимум не менее (а в некоторых аспектах – даже более) влиятельными кланами являются кланы министра обороны Шойгу, вице-премьера Рогозина и главы РЖД Якунина. Не сильно отстают от них по степени влияния и кланы представителя ВПК Чемезова и директора ФСБ Бортникова. И это только наиболее влиятельные – на самом деле, кланов внутри России намного больше, и все они, в той или иной степени, влияют на принимаемые решения.