Игорь Чубайс, доктор философских наук, историк и создатель дисциплины «Россиеведение», провоцирует, пожалуй, не меньшее количество споров и резонансной критики, чем его младший брат, с которым Чубайс-философ издавна не общается.
Его книги «Разгаданная Россия» и «Российская идея» в свете нынешнего пессимизма по отношению привычных отечественных ценностей смотрится вполне оптимистично: Чубайс подтверждает, что никакого проклятия в историческом плане над нами нет, что тысячелетний путь Российской Федерации был в перечне самых успешных на континенте, пока не произошла катастрофа 1917-го, что перевернула государство с ног на голову. И когда мы понимаем, что 90 лет гуляем по обочине, когда начнем понимать, что СССР и пост-СССР — это не Российская Федерация, когда возвратимся и стане продолжать собственный маршрут, мир нас опять начнет воспринимать, а мы вновь получим сами себя. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер»
Через три года экономики не станет.
Дмитрий Быков, корреспондент издания «Собеседник» пообщался с Игорем Чубайсом.
— Задам вопрос, который больше всего в настоящее время меня тревожит: Владимир Путин — это некто вроде Юлиана-отступника, пятно в историческом пути Российской Федерации либо возврат к нашему традиционному пути, к исконным ценностям?
— Путин? Он не имеет никакого отношения к Росси! Режим, в котором мы в настоящее время проживаем, — продолжение СССР в негативном, приведенном к бедности и нищете варианте. Здесь не наблюдается высших целей, отсутствует миф о коммунизме, но правительство осталось в руках самоназванных чиновников, которые, как и ранее, отмечаются вне контроля общественности и обслуживают себя, а не государство. Сравнение Путина с Гитлером также некорректно: при Гитлере не сладко было евреям, цыганам, но граждане Германии как сыр в масле купались. При Путине не позавидуешь именно Российской Федерации и российскому народу, государство гаснет на наших глазах.
Имеется такой положительный, знаменитый за границей экономист — Владимир Квинт, — знаете его? В том и проблема, что не знаете: Владимир — зарубежный член РАН, к его прогнозам прислушиваются в Европейском Союзе, в Соединенных Штатах Америки, это главный мировой эксперт по экономическому стратегированию. В 1990-м он предрекал развал СССР. Три года назад он продемонстрировал, что к 2017 году, если не будут начаты глубокие реформы, экономика Российской Федерации остановится, остановятся и поступления в бюджет.
Да уже в настоящий момент малый и средний бизнес почти пропал, отток капитала повышается, реальные прибыли граждан понижаются, а сборы, штрафы, налоги увеличиваются в разы! В 2016 году нас ожидают выборы Думы в имитационный парламент. Ведь в Российской Федерации нет, как при традиционной демократии, системы сдержек и противовесов, у нас проводит работу «вертикаль правительства», и парламент — не место для споров, как, впрочем, и больница — не место для лечения... спустя два года, когда придут «отложенные кризисы», выборы с «административным ресурсом», а по-русски — с фальсификациями, никого не будут устраивать.
— Тогда по какой причине все сегодня в таком восторге? Такие рейтинги?
— Это рейтинги не общественного мнения, это замеры эффективности пропаганды! В самой же действительности актуален другой показатель — мнения так званых opinion makers, граждан, к которым прислушиваются. За последний пятнадцатилетний срок лидеров мнения вытеснили из средств массовой информации... Но в настоящее время уже все искусство Российской Федерации, в исключении двух персонажей — Михалкова и Бондарчука, оппозиционно. А пассивная доля общественности на любой вопрос предоставляет ответ на то, что слышит по телевизору.
— Как по мне, вы все-таки преувеличиваете суть пропаганды. Ей доверяют, пока она совпадает с собственным тайным настроем...
— Тайный настрой зачастую аналогичен. Любая пропаганда льстит чувству национальной исключительности. Граждане Германии являлись нацией с большой интеллектуальной традицией, томики Канта и Гегеля отмечались почти в каждом доме. Между этим спустя 33 года у них существенно понизилась критичность к собственному правительству и к самим себе; а через пять лет она пропала вовсе, за несущественными исключениями. И все это произвела пропаганда — идее judenfrei оказывала поддержка почти вся интеллигенция, при этом не только в Германии.
— Но разве российский президент не опирается на ту самую российскую матрицу?..
— К матрице России, либо, выражаясь точнее, к идее Российской Федерации, это никакого отношения не несет: в начале двадцатого века, когда государство уверенно входило в мировые лидеры, такая идея как раз приходила к реформированию. В настоящее время имеется мнение, что ведущая империи — непрерывное территориальное повышение, тогда как на деле последние проявления экспансии России в Европе — это начало девятнадцатого века, потом отмечалась война на Кавказе. А по завершению второй трети позапрошлого столетия присоединения пришло к концу. Александр третий уже не вел войны вовсе. Произошел переход от стратегии собирания земель к философии обустройства и качественного повышения.