Возглавляющий «Роснефть» Игорь Сечин просит одолжить его компании в фонде национального благосостояния полтора триллиона рублей, сообщает 14 августа российское издание «Ведомости».
Санкции Евросоюза и Соединенных Штатов приведут нефтяную отрасль России к закату?
Президент «Роснефти» обратился за финансовой помощью в правительство Российской Федерации. «Ведомостям» рассказано об этом «человеком из нефтяной отрасли». Подтвердили данный факт также несколько федеральных чиновников. Это же вытекает из письма (его копия присутствует в издании) в Минэнерго от 12 августа, подписанного заместителем министра экономического развития Олегом Фомичевым. В данном письме сотрудник Минэкономразвития анализирует сечинские предложения по поручению Дмитрия Медведева – председателя правительства.
Правительственные же представители дать официальные комментарии отказались, а запросы на адрес Минэкономразвития остались без ответов. Пресс-службой «Роснефти» существенных комментариев по этому поводу не предоставлено. Эксперты редакции «Новости мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что подобная уклончивость кремлевских структур свидетельствует о нежелании Москвы лишний раз засвидетельствовать миру бедственное положение ее покоящейся на углеводородах экономики.
Президентом «Роснефти» предложены способы поддержки его компании.
Это следует из письма, подписанного Фомичевым. Самым дорогим для российского государства способом поддержки стал бы выкуп на полтора триллиона рублей новых облигаций у «Роснефти» с использованием средств в Фонде национального благосостояния (ФНБ). Цифра в 1,5 трлн. рублей подтверждена для «Ведомостей» четырьмя федеральными чиновниками.
Необходимость подобной помощи Игорь Сечин в своем письме обосновывает введенными в отношении компании американскими санкциями, что подтверждается в письме Минэкономразвития. Напомним, что 19 июля Министерство финансов США запретило американским банкам, компаниям и гражданам, а также ведущим операции через Соединенные Штаты структурам, предоставлять «Новатэку», «Роснефти», Внешэкономбанку и Газпромбанку России займы и кредиты более чем на три месяца.
Запрет распространяется и на акционерное финансирование. Хотя ограничивающие долгосрочное финансирование санкции ввел только Вашингтон, европейские инвесторы и банки де-факто присоединились к ним, поскольку многие из них трудятся на американском рынке и не желают проблем с властями Соединенных Штатов.
На конец июня чистый долг сечинской компании и составлял именно 44 млрд. долларов (около тех самых полутора триллионов рублей). Общий долг у этой нефтяной государственной компании был свыше 2 трлн. рублей, но ею получены семнадцать миллиардов долларов предоплаты от CNPC за нефтяные поставки в Китай. Всего же из этой страны «Роснефть» получит 70 миллиардов американских долларов.
Огромная задолженность образовалась у «Роснефти» в связи с покупкой в прошлом году ТНК-ВР за 54 миллиарда долларов США, причем почти всю эту сумму пришлось выложить наличными (44 млрд. долларов). Для этой сделки компания провела оформление кредитов у пула международных банковских учреждений на сумму сыше 30 млрд. долларов. В текущем и будущем годах «Роснефть» сталкивается с пиком выплат по долговым обязательствам в сумме 30 млрд. долларов.
В конце прошлого месяца вице-президентом по финансам и экономике «Роснефти» Святославом Славинским на телеконференции говорилось об уверенном самочувствии этой госкомпани. Дескать, санкции Вашингтона ее не особо волнуют. Тогда заместитель Сечина уверял, что с учетом не совсем благоприятной конъюнктуры на финансовых мировых рынках он в любом случае не планировал долгосрочные существенные заимствования в среднесрочной перспективе.
Запрошенные господином Сечиным деньги в ФНБ отсутствуют. В июне Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, которое разрешает Минфину инвестирование для инфраструктурных проектов или хранение на депозитах Внешэкономбанка до сорока процентов средств из ФНБ на 1 января текущего года и еще инвестирование до двадцати процентов средств из ФНБ в проекты, предлагаемые «Росатомом» и Российским фондом прямых инвестиций (по десять процентов для каждой структуры).
По данным Министерства финансов России, на 1 января ФНБ располагал почти тремя триллионами рублей, то есть для инфраструктуруы, ВЭБ, «Росатома» и РФПИ зарезервировано чуть менее 1,75 трлн. рублей. Часть этих денег уже как бы и распределена. К началу августа ФНБ прирос в силу ослаблению рубля до 3,11 трлн., однако нужных и заветных для «Роснефти» полутора триллионов рублей все равно никак не набирается. Об этом же говорит и письмо Минэкономразвития: необходимые объемы средств для поддержки ликвидности «Роснефти» отсутствуют.
Чиновником финансово-экономического правительственного блока, которого кореспондент «Ведомостей» попросил дать комментарий по поводу предложения «Роснефти», сказано только одно слово: «Ужас». Со слов сотрудника в аппарате федерального правительства, Дмитрий Медведев не поддержит скорее всего просьбу Игоря Сечина. Еще один аналитик, предпочтя остаться анонимным, не исключает возникновения у «Роснефти» проблем по рефинансированию долга из-за антироссийских санкций.