За последние семь лет количество россиян, занятых в теневом секторе экономики, стало в полтора раза больше, такое же увеличение произошло и среди тех, кто получает плату за свой труд «в конвертах». Так или иначе, но большинство жителей страны вовлечено в теневой бизнес либо как производители, либо в качестве потребителей. С данными Академии народного хозяйства России (РАНХиГС) ознакомились эксперты «Биржевого лидера».
Согласно опросу 1600 человек из двадцати субъектов РФ, в 2013 году почти 12 процентов всех опрошенных граждан были заняты исключительно в теневом секторе. Хотя в 2006 году таких лиц было лишь чуть более 7 процентов. Такая форма занятости наиболее характерна для частных предприятий – 16 процентов, а также в сфере торговли – 23 процента, строительстве – 17 процентов и сельском хозяйстве – 18 процентов, как сообщается в исследовании РАНХиГС.
По географическому принципу распределение участников серого сектора показывает, что наиболее всего такая занятость характерна респондентам Северо-Кавказского округа – 23 процента, в то же время наименьшее число участников - среди Северо-Западного и Уральского округов, соответственно 7 и 5 процентов. Эти цифры привел А. Покида, являющийся старшим научным сотрудником Центра социально-политического мониторинга Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Также он сообщил, что около 36 процентов опрошенных либо регулярно, либо иногда совмещают официальную трудовую деятельность с дополнительным заработком в теневой сфере. В связи с этим желание дополнительно заработать является основной движущей силой серых процессов и занятостью в них людей. В желании дополнительно заработать каждый второй россиянин из числа опрошенных прибегает с различной частотой к дополнительным подработкам. Только 10 процентов из них считают обязательным оформить свои трудовые отношения по дополнительной работе, в то же время почти 51 процент никогда не пользуется возможностью дополнительно поработать. Как отмечает Покида, наиболее часто к незарегистрированной деятельности прибегают люди из малообеспеченных слоев, с низким уровнем образования, а также люди, поменявшие место жительства на другой населенный пункт.
За семь лет, с 2006 по 2013 годы, выплаты заработанных денег «в конверте» при условии официального оформления на трудовом месте получают широкое распространение. За данный период они вросли на 4,4 процента, перманентные выплаты мимо официальной кассы также участились – на 5,6 процента. При этом за последнее десятилетие наблюдается некоторый рост числа зарегистрированных официально предпринимателей. В 2003 количество теневых предпринимателей равнялось 14 процентам, через десять лет, в 2013 г., таковых стало чуть более 9 процентов.
Экономически активные граждане РФ заняты в теневой сфере экономики на 40 процентов, что в общем исчислении равно 30 млн. людей, это по оценке РАНХиГС. Вице-премьер правительства РФ О. Голодец называла похожие цифры. Она сообщала, что «непонятно где и чем» заняты 38 млн. человек из 76 млн. способного к труду населения. Однако несколько иные цифры представляет Росстат. По его данным в 2012 г., трудоспособные граждане, занятые в теневом экономическом секторе исчислялись 13,6 млн. человек при общем количестве 71,5 млн., что составляет всего 19 процентов.
Специалист Независимого института соцполитики Н. Зубаревич считает, что корректней рассматривать данные Росстата, так как в них не учитываются обычные подработки, вторую и третью занятость трудящихся не стоит причислять к показателям теневого бизнеса. По ее мнению, следует учесть и то, что выборка респондентов Росстата значительно шире. В квартал это 56 тысяч человек, а в год примерно 200 тысяч.
А людям нравится.
Исследование РАНХиГС также фиксирует благосклонное отношение общества к потреблению теневых услуг. Опрос показал, что более 40 процентов граждан считают нормальным, когда предприятия полностью или частично уклоняются от уплаты налоговых обязательств, около 22 процентов не против торговли из рук в руки, более 45 процентов положительно относятся к специалистам, выполняющим общестроительные или ремонтные работы с оплатой из рук в руки. С 2001 г. положительно относящихся к такого рода услугам стало больше на 8 процентов. При этом тех, кто считает, что в этом может быть и вред, стало больше только на 6,5 процента.
Как считают в РАНХиГС, последние цифры отражают отношение общества к регуляторным законам и в целом к государственной экономической политике. В обществе закрепляется мысль о том, что невозможно повысить уровень жизни и увеличить доходы без нарушения законов. Только за один месяц 2013 г., как установлено исследованием, 52 процента опрошенных оплатили услуги или выполненные работы неофициально. Лидерами среди таких услуг считается частный извоз – почти 17 процентов, услуги по автосервису – 15 процентов, медицина – 12 процентов, ремонт квартир и сантехнического оборудования – более 11 процентов, ремонт и пошив обуви и одежды – 11 процентов. Если спроецировать данные исследования на все население России только по тем цифрам, которые учтены, годовой оборот теневых платежей в 2013 г. составил в сумме около 4,8 трлн. рублей. Из этого можно сделать вывод, что государству следовало бы обратить внимание на легализацию теневой части рынка, ведь объемы выплат и востребованность услуг в ней весьма существенны.