Судя по данным Росстата, каждое третье бизнес-вложение в Российской федерации является убыточным. Более детально о статистике убыточных бизнес-вложений в России, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
По сравнению с показателями прошлого года, доля убыточного бизнеса в Российской Федерации выросла на 0,1 процента, составив 32,4 процента. Иными словами, в России убыточным является каждое третье бизнес-вложение.
За первые шесть месяцев этого года доля убыточных предприятий, занимающихся добычей из российских недр полезных ископаемых, составила 42,8 процента, тогда как в прошлом году доля таких предприятий составляла 41,3 процента. Выросла и доля убыточных организаций, которые занимаются добычей топливно-энергетических полезных ископаемых – если в прошлом году доля таких предприятий составляла 38,2 процента, то в этом году – 39,9 процента. Такую неутешительную статистику приводят Росстате.
Сократилось количество убыточных предприятий, которые занимаются производством и распределением воды, газа и электрической энергии – в прошлом году доля убыточных предприятий в данной сфере составляла 52,3 процента, тогда как в первом полугодии 2014 года – 51,8 процента. Сократилось также количество убыточных предприятий и в строительном секторе в первом полугодии доля убыточных организаций составляет 29,8 процента, тогда как в прошлом доля убыточных предприятий была на 1,3 процента больше. Сократилась доля убыточных организаций, работающих в сфере сельского и лесного хозяйства – если в прошлом году доля убыточных предприятий в этой сфере составляла 24,6 процента, то по итогам первых шести месяцев этого года она снизилась до 21,2 процента.
Число убыточных предприятий в обрабатывающем производстве возросло на 0,9 процента – с 31 процента в прошлом году до 31,9 процента за отчетный период этого года. В сфере ремонта предметов личного пользования, бытовых изделий, мотоциклов, автотранспортных средств и предприятий оптовой и розничной торговли доля убыточных организаций выросла с 20,9 процента до 21,4.
Негативная фаза для бизнеса России.
Алексей Улюкаев, возглавляющий российское Минэкономразвития, полагает, что Российская Федерация вступила в так называемую "негативную" фазу экономического цикла. По словам главы ведомства, существенным барьером, мешающим восстановлению устойчивого экономического роста страны, является нехватка спроса. В сложившихся условиях сокращение государственных расходов может еще более усилить те негативные тенденции, которые установились в российской экономике, что, в свою очередь, помешает существенному улучшению фискальных позиций.
Улюкаев уверен, что в наблюдающемся с 2102 года процессе стагнации российской экономики, первопричину следует искать не в неблагоприятной конъюнктуре на мировом рынке, и даже не произошедших в мире геополитических изменениях, а в слабости самой экономики Российской Федерации. Он отметил необходимость признания невозможности существенного улучшения предпринимательского климата в стране и стимулирования заинтересованности со стороны инвесторов при том качестве институтов, которое есть сейчас.
Вместе с тем, министр считает, что данный временной отрезок является как никогда более удачным для того, чтобы осуществлять эффективные вложения в российскую экономику. После того, как российское правительство наложило запрет на ввоз в страну из стран Европейского Союза, Норвегии, Канады и Соединенных Штатов продуктов питания, Россия получила уникальную возможность для того, чтобы развивать ряд собственных важных отраслей, таких как переработка пищевых продуктов и сельское хозяйство. Он объяснил, что для полного импортозамещения необходимо реализовывать программы по субсидированию российских аграриев, программы совместного государственно-частного строительства предприятий и страхования, а это все требует дополнительных, весьма значительных финансовых вливаний.
По оценкам главы экономического ведомства, дополнительный рост российской экономики всего на 1 процент обеспечивает дополнительные доходы финансовой системе страны в объеме от 200 до 300 миллиардов рублей, подчеркнув, что это только прямые доходы. Улюкаев объяснил, что выбор, который сейчас стоит перед страной, заключается в следующем – либо Россия довольствуется малым, продолжая надеяться на изменение к более приемлемой внешнеэкономической конъюнктуры, растянув процесс ожидания на несколько лет, либо страна начинает активную работу, направленную на обеспечение необходимых темпов социально-экономического развития Российской Федерации.
Министр полагает, что при данных обстоятельствах снова поднимается вопрос относительно правоты российского правительства в стремлении сохранить бюджетное правило, являющееся основой фискальной политики России. Чаще всего в дискуссиях о бюджетном правиле внимание обращалось на тот факт, что оно предполагает аккумулирование резервов в том случае, если на мировом рынке нефти сложится благоприятная для Российской Федерации конъюнктура – бюджетное правило, сглаживая цикличную динамику цен на "черное золото", должно было быть хорошим инструментом для реализации государством контрцикличной политики. Однако сейчас данный инструмент перестал удовлетворять правительство страны, лишенное в момент состояния, близкого к рецессии, стимулировать экономику при помощи фискальных методов.