Запрет соответствующего органа Российской Федерации на ввоз на ее территорию рыбы из Норвегии вовсе не является прямым показателем на то, что теперь на полках российских супермаркетов будет лежать отечественная рыбная продукция. На самом деле российским рыболовам не только выгоднее, но и удобнее отправлять собственный улов за границу страны, нежели стараться заполнить им пустующие полки супермаркетов.
Аналитики раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что направление выловленной на территории РФ рыбы на экспорт негласно поддерживает и само правительство страны, поскольку ее поставки на внутренний рынок вообще никак не обсуждаются. Еще и вылов красной рыбы в России в текущем году существенно сократился, а весь планируемый улов уже есть кому продать за рубежом.
Так, по сравнению с 2012 годом, вылов красной рыбы сократился на 35%. По сообщению информационного агентства «PrimaMedia», показатели вылова рыбы текущего года принято сравнивать с показателями позапрошлого, поскольку на Дальнем Востоке сравнивают четные года, то есть «нелососевые» с четными, и нечетные, «лососевые», с нечетными.
Вот и получается, что после введенного эмбарго спрос на рыбу в Российской Федерации значительно вырастет, но воспользоваться этим захотят далеко не все рыболовы, которые, к тому же, уже годами привыкли отправлять пойманную ими рыбу за границу. К тому же, у многих рыболовных обязательств уже имеются официальные договоренности, и обязательства перед инвесторами, кредиторами и покупателями из других стран. Ну и, по мнению экспертов, вся рыба, которая вылавливается русскими рыболовами, была продана еще в море.
Более того, довольно часто из уст экспертов звучит такое понятие, как «экспортная лихорадка» российских рыбодобывающих компаний. Это означает, что далеко не всегда вся рыба, которая была выловлена рыболовами Российской Федерации, уходит на ее границы по официальным, «белым» схемам. Следует отметить, что ранее представители Счетной палаты уже приводили данные о том, что около 40% всего улова в 2013 году прошло через офшоры. Причем данная цифра является правильной, как в количественном, так и в денежном эквиваленте. «Внешнеторговые контракты с офшорами носят формальный характер. При экспорте практически все товары поступают из РФ не в офшорные территории, а в третьи страны. Уровень цен при этом занижается по сравнению с внешнеторговыми контрактами, заключаемыми напрямую», - говорят в Счетной палате.
Экспортная лихорадка и минтаевый картель России.
Интересно, что сама же «экспортная лихорадка» зачастую поддерживается и российскими чиновниками. В истории даже существуют случаи, рассмотрев которые можно говорить о существовании самой настоящей «рыбной мафии». Так, к примеру, в мае текущего года ФАС (Федеральная антимонопольная служба) заявил, что в течение последних нескольких лет на Дальнем Востоке успешно действовал так называемый «минтаевый картель», причем на международном уровне.
Именно он преднамеренно поставлял в Российскую Федерацию лишь часть улова для того, чтоб поддержать те цены, которые были установлены на внешнем рынке. Всю оставшуюся рыбу данный картель успешно продавал покупателям из Азии. В антимонопольной службе пришли к выводу, что картель существовал с целью выхода заинтересованных иностранцев на органы государственной власти Российской Федерации с целью продвижения удобных для себя законодательных инициатив. «PrimaMedia» тогда передавало, что среди руководителей данного картеля также присутствовал региональный представитель Совета Федерации.
Сергей Гудков, представитель переработчиков рыбы, исполнительный директор Рыбного союза считает, что российские рыбаки практически только и ждут введения эмбарго, при чем не только на ввоз рыбы в страну, но и на ее вывоз. Просто по его мнению невозможно иначе объяснить ситуацию, когда практически в период рыбного дефицита в стране, рыболовы даже не рассматривают вариант поставок улова на полки магазинов той страны, в которой они сами же и живут.
Он также считает, что существует один единственный способ заставить рыбу вернуться на прилавки магазинов России, который заключается в введении квот о том, что определенная часть улова российских рыбаков (к примеру, 50%), в обязательном порядке должна быть поставлена на полки супермаркетов Российской Федерации. «А сейчас все это лишь добрая воля владельца квоты. У нас есть добытчики, которые работают на внутренний рынок. Но их до такой степени мало, что они не способны повлиять на ценообразование внутри страны», - говорит он.
В то же время Росрыболовство разрабатывает схемы стимулирования отечественных рыболовов для поставок ими собственного улова именно на отечественные рынки. Предлагается, к примеру, дифференциация ставок сбора за пользование водными биоресурсами в зависимости от степени их последующей переработки, налоговая «амнистия» судов, приобретенных или модернизированных на зарубежных верфях, повышение эффективности использования причалов, создание инфраструктуры, позволяющей оптимизировать логистические издержки, установление преференций при поставке рыбы для государственных нужд, расширение существующих рынков сбыта.