Проект правительственного постановления Российской Федерации о механизмах сдерживания продовольственных цен посредством трехстороннего соглашения между поставщиками, ритейлерами и региональными властями разработан и уже направлен на согласование в необходимые ведомства. Об этом информирует 26 августа «Биржевой лидер» со ссылкой на заявление главы Минсельхоза России Николая Федорова.
Цены на соглашение не идут?
Предложенному Минсельхозом России сдерживающему механизму против потребительских цен в ситуации ответных российских санкций, а именно трехсторонним соглашениям между поставщиками, региональными властями и ритейлерами, нет поддержки в ФАС. Федеральная антимонопольная служба считает, что подобная мера не принесет реального и действенного эффекта. Сами же ритейлеры предпочитают напоминать, что по истечении такого рода соглашений цены в несколько раз вырастают.
25 августа комиссия по продовольственному рынку, на которой председательствовал вице-премьер Аркадий Дворкович, обсуждала упомянутый выше механизм по сдерживанию цен. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» припоминают, что трехсторонним соглашениям уже был дан ход в Российской Федерации сначала в 2007 году, а потом в 2010 году.
Осенью 2007 года стоимость основных продуктов в виде масла, яиц и молока выросла в России на 25 процентов.
Это заставило ее правительство сдерживать рост цен перед очередными президентскими выборами. Тогда представители торговых сетей пришли к соглашению до конца 2007 года иметь наценку не более десяти процентов для социально значимых товаров.
В 2010 году из-за неурожая и засухи подобным мерам тоже нашлось место, хотя в этот раз наценки не фиксировались.
Идея возвращения к подобным соглашениям возникла после введения Россией ответных санкций.
Это случилось после недавнего запрета ввоза в эту страну продуктов из США, Европейского Союза, Австралии и Норвегии.
В отношении идеи трехстороннего соглашения ФАС близка к позиции бизнеса, утверждающего об обязательном влиянии внешних условий на цены. С отменой соглашения цены вырастают сразу в разы, что обусловлено известным для профессиональных экономистов эффектом отложенного роста. По мнению многих бизнесменов, в текущем мониторинге цен, уже недавно организованным российским правительством, больше эффективности. Дескать, если поставщики знают, что за ними следят, они будут аккуратнее.
Производителями и поставщиками также указывается, что в концепции трехстороннего соглашения нет предусмотренных регулирующих рычагов. Она лишь носит меморандумный характер и обычно не предусматривает каких-либо прямых санкций. Подобное трехстороннее соглашение хорошо лишь на короткие, точно очерченные сроки. Если оно действует в течение слишком долгого периода, то существуют основных два риска. Во-первых, действие соглашения может расползаться на другие виды товаров, которые ранее в него не входили. Во-вторых, ритейлер или производитель может повышать цены на категории товаров, по которым оно не действует, для покрытия недополученной прибыли.
Импортные продукты потихоньку возвращаются на прилавки российских магазинов.
Федеральные власти России со своим решением разрешить для западных производителей ввоз безлактозной молочной продукции способны оконфузиться. Российские прилавки опять могут заполниться всеми запрещенными сырами и йогуртами, а также молоком и кефиром из Евросоюза - у той же финской Valio появляется возможность вернуть до семидесяти процентов своих молочных товаров. Руководство Национального союза производителей молока («Союзмолоко») обратилось уже в российский Минсельхоз с просьбами о разрешении импорта только той продукции, которая является необходимой для лечебных и профилактических целей.
«Союзмолоко» объединяет, между прочим, таких крупных производителей, как «Вимм-Билль-Данн», Danone и «Хохланд Руссланд». Они обратились в Минсельхоз за разрешением импортировать из ЕС, США, Австралии и Норвегии только специализированные безлактозные виды молочной продукции исключительно для лечебно-профилактических целей.
В письме из «Союзмолока» в данное министерство указывается, что на российские прилавки в противном случае вернется преобладающая часть подвергнувшейся запрету молочной продукции Евросоюза. Минсельхоз заявляет, что обращение из Национального союза производителей молока пока не получил.
Получается, что кремлевское правительство дало задний ход и стало на путь пересмотра списка продукции, запрещенной к ввозу в Россию?
Вначале из-под действия продовольственных ответных санкций медведевское правительство вывело семенной картофель, мальков лосося и форели, а также витамины. Затем из санкционного списка сделали исключение для сахарной гибридной кукурузы, лука-севка и посевного гороха.
Наконец, наступила очередь для безлактозного молока и связанной с ним молочной продукции. Это исключение наверняка сыграет на руку финской Valio – крупнейшему импортеру.
Данная компания около семидесяти процентов своей продукции давно зарегистрировала в России в качестве безлактозной.