Андрей Пионтковский, будучи сотрудником РАН, дал оценку той ситуации, которая сложилась в Российской Федерации после аннексии Крыма. Согласно мнению эксперта, в данном случае основным вызовом является заявленная В. Путиным концепция превосходства «русского мира».
Пионтковский скептически оценивает возможность улучшения украинско-российских отношений после минских переговоров, состоявшихся 26 августа, при участии президентов П. Порошенко и В. Путина. Согласно мнению эксперта, основным вызовом является ранее озвученная главой Российской Федерации концепция «русского мира», которая, как считает эксперт, серьезно угрожает переделом границ европейских государств, как отмечает издание Deutsche Welle.
По поводу изменений, которые произошли в РФ за последние месяцы в связи с событиями, развернувшимися в Украине, Пионтковский сказал, что изменения претерпела как политическая ситуация, так и состояние самого российского общества. «Я считаю, что отсчет новой эпохи так называемого «русского мира» можно начинать с мартовской речи российского президента в Кремле касательно принятия в состав Российской Федерации таких новых субъектов федерации, как Крым и Севастополь, когда он вел разговор о сверхдуховности россиян и превосходстве уникальнейшего генетического кода народа. При этом не одному мне стало заметно, что в РФ ведется такое же жесточайшее информационное воздействие на умы граждан, как это было в Германии в годы нацизма. Вдобавок все это сочетается с мощнейшим техническим инструментом под названием телевидение. На почве такой пропаганды часто происходят расколы среди знакомых и друзей, серьезно увлеченных той великой миссией, которую якобы вершат русские в Украине», – отмечает эксперт.
С его слов, такого рода идеология на самом деле обращается к наиболее низменным базовым человеческим инстинктам – «если ты русский, значит, ты лучше всех». «Таким образом, концепция превосходства «русского мира» фактически стала заявкой на некое право присоединять те территории, где есть хоть малая доля русскоязычного населения. Вот это главное, что произошло в последнее время с Российской Федерацией», – утверждает Пионтковский.
По поводу перспективы изменения отношений между Украиной и Россией после минских переговоров эксперт отметил, что на сегодняшний день против украинского государства воюет регулярная российская армия и спецназ. «Явно, что Европа желает решать именно экономические вопросы, закрывая при этом глаза на наглейшую агрессию, проявляемую российским руководством. Фактически Путин шантажирует Европейский Союз тем, что может начать откровенную войну, но пока он заявляет, что на украинской территории россияне не ведут военные действия. Важно понять, что для главы РФ экономика является вторичной. На сегодняшний день главная задача для него – это организовать как можно больше препятствий на пути развития Украины по европейской модели с той целью, чтобы в дальнейшем это не стало примером для российского общества, ведь оно тоже могло бы повторить антикриминальную революцию по украинскому образцу и свергнуть этим российскую клептократию. При всем этом путинская операция под названием «Новороссия» попросту провалилась, так как массовой поддержки в южных и восточных регионах Украины не нашла. Однако на сегодняшний день российский президент начал активно настаивать на необходимости переговоров с террористами, задачей которых является осуществления сценария, схожего с крымским. Если сказать по существу, то он попросту старается добиться введения внешнего управления в Украине, и ради этого готов на жертвы для российского общества, а также экономики», – говорит эксперт.
Какова же реакция российской элиты на развитие ситуации.
Со слов Пионтковского, даже в ближнем окружении российского президента есть те люди, которые недовольны потерями от санкций. «Речь идет о резком падении капитализации активов, а также ломке стиля жизни, предполагающего наличие недвижимости и собственности в других странах, а также обучение за рубежом детей и пребывание там любовниц и жен. По этому всему наносится серьезный удар», – отмечает эксперт. Он подчеркивает, что реакцию российских элит можно охарактеризовать как «бунт на коленях».
Иногда некоторыми экспертами высказывается мысль, будто Путин желает компенсировать своему народу годы унижений, следовавших от Запада, которые приходилось испытывать якобы после распада Советского Союза. Пионтковский отмечает, что теория о том, что россиян постоянно обижали в те года, льется с телеэкранов сутками. «Но мне кажется, что Запад отнесся к РФ наиболее благожелательным образом. Государство смогло сохранить место Советского Союза в Совбезе ООН, а также было принято в G7. Кроме того, в качестве причины для обид часто приводиться расширение Североатлантического альянса на восток, однако это нельзя назвать расширением Альянса. Это, скорее, бегство государств Восточной Европы. Раньше россияне были обижены на то, что народы Венгрии и Польши решили самостоятельно выбрать свою судьбу, не спрашивая при этом разрешения в Кремле. Теперь же РФ обижается на такое же стремление к самостоятельности, только уже со стороны Украины и Грузии. Скорее всего, необходимо обвинять именно российскую элиту в ее имперской спеси, чем западные страны в нанесении каких-то обид России», – резюмирует Пионтковский.
Автор: Оксана Кидун