Российская оппозиция, как и обещала ранее, подала заявку в мэрию Москвы на проведение «Марша мира», который запланирован на 21 сентября. В рамках акции предполагается шествие от Пушкинской площади до проспекта Сахарова. В то же время властями маршрут марша пока не согласован. Устроители заявляют, что в акции примут участие около 50 тысяч человек. Как стало известно изданию «Биржевой лидер», на момент подачи заявки страница Марша в Facebook сообщала, что подтвердили свое участие около 3 тысяч человек, еще около полутысячи отметили, что, возможно, примут участие.
Согласно информации организаторов, цель акции - протест против разрастающихся тенденций фашизма в России, а также действий российского руководства, которые резко ухудшают ситуацию в экономике РФ. Ожидается, что присутствие среди участников такой серьезной политической силы, как партия «Яблоко», не даст повода властям отказать в согласовании Марша. По словам оппозиционного политика Б. Немцова, на данный момент планируется проведение в этот же день «Маршей мира» в Новосибирске и Екатеринбурге. Аналогичная акция, которая прошла в Москве 15 марта, собрала, по мнению организаторов, до 50 тысяч человек, в то же время полиция столицы оценила численность участников в 3 тысячи.
В весеннем шествии, как сообщало ранее издание «Биржевой лидер», приняли участие представители «Яблока», РПР-ПАРНАС, «Солидарности» и Партии прогресса. В мэрии Москвы заявили что будут думать прежде всего над согласованием маршрута. Заместитель руководителя Департамента региональной безопасности столицы России В. Олейник сообщил, что заявленный маршрут пересекается с маршрутом московского марафона, который традиционно пройдет в тот же день, 21 сентября. Чиновник также сообщил, что работа по согласованию маршрутов мероприятия уже началась, но решение пока не принято. К слову, Олейник заявил, что на самом деле заявители не предоставляли информацию о так называемом «Марше мира», его нет, как и нет в заявке ничего и о «мире». Заявленная цель сформулирована, по словам чиновника, следующим образом: выразить отношение к нарушению прав человека, а также норм международного права. Также он напомнил, что на рассмотрение заявки и принятие решения по ее согласованию у мэрии есть три дня.
Провокаций не будет - нас больше.
Один из заявителей запланированной протестной акции С. Давидис сообщил, что планируемое шествие 21 сентября по улицам российской столицы не предусматривает митинг по завершении Марша. Он не видит смысла произносить речи в то время, когда все и так достаточно ясно всем, по крайней мере тем, кто все-таки примет участие в акции. К тому же митинги часто раздражают людей, особенно в тех случаях, когда они приходят, чтобы выразить свою позицию, а не для того, чтобы слушать кого-то.
В сравнении с акцией, которая состоялась в марте, интерес публики скорее выше сейчас, но он во многом обусловлен полемикой, которая развернулась вокруг его проведения, прежде всего в соцсетях. Основными лозунгами акции, как говорит Давидис, станут «Хватит врать и убивать», «Нет войне с Украиной». Это базовые лозунги, основанные на основном требовании акции – прекращение вооруженного вмешательства в украинские дела. Именно оно подпитывает военные действия, подливая огонь в конфликт, кроме того, и в значительной степени именно вмешательством РФ обусловлено наличие войны в Украине.
Опасений, что акция не получит согласования у московских властей, в общем нет, такого и не бывало – все законно, и на основании закона всегда получалось достигнуть взаимопонимания, ведь такого, чтобы не согласовать мероприятие, в законе нет. Воскресный день и центр города – все достаточно приемлемо, собственно, как и раньше, когда проводились подобные мероприятия. «Основания для отказа я не вижу», - заявил Давидис.
Что касается возможных провокаций, особенно со стороны экстремистских организаций, то в данном случае Давидис не видит проблемы. Агрессивное поведение отдельных граждан, несогласных с участниками Марша, по мнению Давидиса, маловероятно, так как в вопросе провоенных настроений наблюдается скорее пассивное согласие, связанное с психологическим комфортом, организованным пропагандой, моделями и штампами, которые она предлагает. Конечно, сознание легче воспринимает позицию граждан страны, якобы борющейся за мир и правое дело, а не граждан государства-агрессора, участвующего в ее разжигании. Людям свойственно выбирать то, что приятнее, и они не стремятся к поиску альтернативной информации. Впрочем, такие на других людей не нападают.
То, что иногда имеет место на подобных акциях - это заранее спланированные действия маргинальных групп, таких как, например, «Национально-освободительное движение», возглавляемое депутатом Е. Федоровым. Они отмечались целенаправленными нападениями на людей в Петербурге и в Москве. Однако их действия с организованной групповой агрессией были направлены против пикетов, а на большом мероприятии, каким, несомненно, станет «Марш мира», шансов у агрессивно настроенных групп не много, и прежде всего потому, что на самом деле их очень мало. Кроме того, крупные мероприятия проходят при большом присутствии полиции, которая также не дозволит чинить провокации.