По истечении первого месяца действия принятых санкций продовольственный импорт в Россию из дальнего зарубежья снизился на семь с половиной процентов его стоимостного выражения. Об этом нформирует 10 сентября «Биржевой лидер» со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы (ФТС).
Зафиксирован эффект введенного 7 августа правительством Российской Федерации годового моратория на ввоз ряда пищевых продукутов.
Годовое эмбарго было введено Кремлем на овощи, фрукты, мясную и молочную продукцию из Европейского Союза, Соединенных Штатов, Канады, Австралии и Норвегии. Объвленный список запрещенных продуктов оказался жестче и шире, чем заранее предполагался. Он затронул экспорт на общую сумму в десять миллиардов долларов США.
Поставки подвергшихся мораторию свинины, молока, птицы и овощей обрушились где-то почти наполовину или даже больше. Пока же падение продимпорта компенсируется постепенным «проеданием» оставшихся запасов. Рыночные игроки уже вынуждены фиксировать растущий неумолимо дефицит и в переработке, и в рознице. Оставшиеся у дел экспортеры свою реакцию на изменение конъюнктуры демонстрируют в росте цен, подобно российским производителям. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что предполагаемая властями России политика вынужденного импортозамещения экономическим двигателем не станет.
Лидерами снижения являются молочные продукты.
Их ввезено на 57,1 % меньше в августе, чем годом раньше в том же месяце. За последний летний месяц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сильно уменьшился также ввоз свинины (45,2%), овощей (44,3%) и мяса птицы (39,4%). Санкционным единственным товаром, продемонстрировавшим рост своих поставок, стала говядина, августовский ввоз которой увеличился почти в полтора раза.
Данные по физическим объемам августовских поставок ФТС не публиковала пока. Однако если мы учтем, что под действием эмбарго очутилось около сорока процентов всего продовольственного импорта, то общее уменьшение стоимости лишь на упомянутые в начале семь с половиной процентов говорит как о том, что запрещенный импорт нашел себе замену, так и о том, что выросли цены поставок, во многом из-за удорожания и усложнения логистики. Для иллюстрации данного вывода Александром Кнобелем, заведующим лаборатории внешней торговли в Институте экономической политики имени Егора Гайдара, указывается, что рост стоимости в поставках мяса говядины, прежде всего из Бразилии и Аргентины, в полтора раза сопровождался увеличением цен на нее за прошлый месяц от 10% до 15%.
С Кнобелем, хотя и с оговорками, согласны и участники продрынка.
Падение в импорте курицы, свинины и говядины шло с начала текущего года, по замечанию главы исполнительного комитета в Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина. Поставки продукции из охлажденного мяса говядины за первое полугодие сократились практически на треть, а из замороженного на 29,2 %. Это вызвано ростом цен на импортируемую продукцию при недостаточных объемах предложения. Падение в импорте мяса свинины во многом объяснялось требованием закрытия поставок из государств Евросоюза по причине такого заболевания, как африканская чума свиней. По мнению Юшина, при установившейся конъюнктуре в ситуации, когда экспортерами продолжается поднятие цен, а у производителей из иных стран нет возможности покрытия выпадающих объемов, импорт будет продолжать свое сжатие.
Национальная мясная ассоциация указывает, что реакцией рынка на мораторий является дефицит мяса и рост на него цен. Отчасти ограничения восполнить пытаются путем увеличения производства внутри России. За нынешний год объемы производства курицы и свинины увеличатся на 200 тысяч тонн.
Дарьей Снитко, работающей заместителем начальника в Центре экономического прогнозирования при Газпромбанке, отмечается, что уменьшение импорта многочисленных видов овощей привело уже к ценовому росту в отдельных позициях. Его пик придется на конец нынешнего - начало будущего года.
Такая же критичная ситуация преследует и молочную отрасль. Август 2014 года, по оценкам главы ассоциации с красноречивым названием «Союзмолоко» Андрея Даниленко, принес потерю в импорте продуктов из молока в их натуральном выражении, как уже сказано, на 57,1%, что отчасти объясняет высокая база августа прошлого года. Тогда в силу присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации ввозные пошлины упали и стимулировали таким образом увеличение молочного импорта.
В данный момент запрещенному импорту из ЕС находят компенсацию в резком наращивании белорусского молочного импорта, включая прямые реэкспортные поставки, а также в в накопленных складских резервах и собственном производстве. Еще минимум один месяц, по оценке Даниленко, молочный рынок будет подвергаться адаптации по причине введенных санкций. Это при том условии, что правительство Дмитрия Медведева в ближайшее время найдет возможность определится с правилами игры на нем.
Центр развития в Высшей школе экономики подсчитал, что импорт продовольствия в Россию в силу санкций в текущем году может сократиться гораздо больше ожидаемого. Сокращение способно достичь примерно 25 млрд. долларов.