Андрей Зубов, являющийся профессором МГИМО, был недавно уволен из-за критики президента Российской Федерации Владимира Путина. В ходе интервью журналистам издания «Новое Время» он рассказал о том, почему для России важен факт проигрыша военной кампании на территории Украины.
Человек, пользующийся немалым авторитетом в России, религиовед и историк Андрей Зубов в середине марта текущего года был лишен места профессора в МГИМО. Данное событие имело место быть после оккупации Российской Федерацией украинского Крыма, когда Зубов заявил о том, что Владимира Путина можно сравнить с Адольфом Гитлером.
Сейчас Зубов, являющийся доктором исторических наук, о себе говорит, как о постсоветском безработном, и дальше продолжает публично высказывать свою поддержку украинской страны в интервью и разных публикациях.
Очень быстро разошлось по соцсетям недавнее письмо-обращение Андрея Зубова, которое также подписали и другие российские интеллектуалы, к украинскому народу, и которое напоминает о классических профессорах XIX века богатством языка и манерой речи.
В Российской Федерации Зубов уже известен давно не только как авторитетный ученый, но и как прекрасный лектор, который способен долгими часами поддержать внимание аудитории. Такие свои качества, а еще гражданскую позицию и честность он показал во время интервью журналистам издания «Новое Время».
На вопросы журналистов о том, как он для себя определяет происходящее сейчас между Украиной и Россией, и почему в Российской Федерации многие поддерживают Путина и его политику, Зубов ответил: «Эта агрессия и война очень странные, ведь это не борьба за территорию или же по национальному признаку. Это гражданская война, затрагивающая все постсоветское пространство, война, которая решает, будем ли мы возвращены в советское прошлое тоталитарного строя, которое так любит президент Российской Федерации и его окружение, или же вместе с Украиной прорвемся к демократическому европейскому будущему.
Те люди, которые в России сочувствуют украинскому народу, сопереживают своему же будущему, а также будущему стран бывшего Советского Союза. Мы на вас смотрим с ожиданием, что вместе с победой украинской стороны процесс освобождения от советского будет необратимым. Вы, как авангард послесоветского движения. Все это мне очень напоминает войну в Югославии. Тогда Сербия была коммунистической страной, а Слободан Милошевич, ее лидер хотел, чтобы сохранилась Югославская империя. И тогда сербским народом, защищающим имперские идеалы было начато кровавую войну. А какой был конец? Демократические ценности пришли к победе — Босния и Хорватия стали независимыми. Сейчас Сербия тоже идет в ЕС. Слободан Милошевич умер на скамье подсудимых.
Я думаю, что в нашей войне результат будет похожим. Относительно того, что многие в России поддерживают Путина, то я это объясняю с точки зрения истории. Территории, присоединенные в 40‑е года к Советскому Союзу, к примеру, как Прибалтика или Западная Украина, они более свободные, а из тех стран, которые были в Советском Союзе еще с 1920‑х годов, их с помощью террора приучили верить властям, а также средствам массовой информации. Соответственно, такие люди слепо верят всему, что показывают по телевизору и пишут в официальных газетах, намного больше, чем демократической прессе и интернету. Российский народ очень доверчив, и он болен имперскими идеями, и потому он так верит пропаганде».
«В Российской Федерации до сегодняшнего времени живет миф, еще из советских времен о победе над фашизмом. Если ты являешься активным врагом советского человека — значит, ты есть фашист или нацист, иного не дано, а это есть выгодным президенту России, также это используют государственные СМИ; на протяжении долгого времени на этот миф работала и школьная история СССР и отечественный кинематограф. Вот поэтому и российское общество не способно пока осмыслить все те события, которые происходят сейчас в Украине. Понятно и то, откуда взялись штампы такие как украинские нацисты, бандеровцы», - продолжает Зубов.
Чего еще можно ждать от России?
На вопрос о том, что может дальше предпринять Россия и к чему готовиться Украине, Зубов сказал: «Российская Федерация будет продвигаться к тем рубежам, где будет сопротивление, — и не только военное, а и гражданское. Очень сложно удержать территории, которые не лояльны к оккупанту. Нельзя победить людей, которые объединенные общей национальной идеей в борьбе за свободу. Конечно, жертвы будут большие, но и победа будет на украинской стороне. Но если украинский народ проявит малодушие, тогда будут появляться дезертиры, будут звучать призывы подчиняться Москве».
«В Российской Федерации никто, за исключением самых горячих голов, и подумать не мог о том, что российская власть решится на прямую агрессию, и когда она произошла, для многих это было шоком. Из времен Второй мировой войны в Европе не было ни одного факта прямой открытой аннексии. Наверное, Путин испугался когда победил Майдан, а соответственно, это значило, что Украина может состояться как европейская страна, а тогда это толкнет к изменениям и в России. Для Путина это бы означало потерю власти, и поэтому он решил заставить украинское государство оставаться под его влиянием, а если принудить с помощью экономических рычагов, например газа, не получается, то он тогда начал применять агрессию.