Несмотря на продолжающуюся военную активность по отношению к соседней Украине, ситуация с сохранностью границы на Дальнем Востоке, вероятно, также весьма беспокоит российского президента Владимира Путина. Именно этим можно объяснить внезапные военные учения, которые он распорядился провести на Дальнем Востоке.
Тихоокеанский флот учился обороняться в Японском море.
Как сообщает Русская служба британской телерадиовещательной корпорации ВВС, во внезапных военных учениях, которые объявил Путин в конце минувшей недели, принял участие, среди прочего, Тихоокеанский флот России, силы которого занялись отработкой обороны морских коммуникаций и районов базирования в Японском и Охотском морях. Как сообщила пресс-служба российского Министерства обороны, в учениях задействованы боевые корабли и суда обеспечения, самолеты и вертолеты морской авиации, подразделения береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты, а также части обеспечения.
В целом, по информации министра обороны РФ Сергея Шойгу, в учениях приняли участие все силы Восточного военного округа ВС России. Глава военного ведомства уточнил, что в ходе учений планируется «особое внимание уделить перегруппировке войск на большие расстояния как приоритетной задаче ВВО, а также обеспечить развертывание системы управления материально-технического и медицинского обеспечения». В частности, по его словам, Тихоокеанскому флоту поручено «отработать задачи по нанесению поражения корабельным ударным группировкам условного противника».
Шойгу также сообщил, что наряду с проведением внезапной проверки войск ВВО, Путин поручил военному ведомству совместно с Главным управлением специальных программ проверить и готовность федеральных органов исполнительной власти на востоке страны к выполнению задач в условиях военного времени. Проверку проходят подразделения Минпромторга, Минкомсвязи, Минтранса, Роспечати, Россвязи, Росавиации, Росавтодора и Росжелдора, Росморречфлота вместе с подведомственными им организациями, а также администрации Забайкальского, Приморского, Хабаровского и Камчатского краев, Амурской и Сахалинской областей.
Некотрые эксперты подчеркивали, что подобные комплексные внезапные учения на Дальнем Востоке связаны с опасениями гипотетических военных конфликтов как следствия напряженных отношений с соседними государствами. Вместе с тем, руководитель комитета по обороне Государственной думы РФ Владимир Комоедов заявил, что военные учения и сопутствующая мобилизационная проверка федеральных инфраструктурных ведомств и региональных властей на Дальнем Востоке никак не связаны с международной ситуацией и являются внутренним делом самой России.
В Японии намекают на наличие территориальных претензий к России.
Как отмечают аналитики раздела «Новости России» журнала «Биржевой лидер», несмотря на подобные утверждения, в ряде соседних государств, тем не менее, продолжают периодически озвучивать тезисы о неразрешенных территориальных спорах с Российской Федерацией. В частности, в первой половине августа подобные разговоры велись в Японии. По мнению экс-министра обороны Японии Юрико Коикэ, последние действия Кремля свидетельствуют о том, что доверие между Токио и Москвой потеряно, и все обещания Путина в отношении продолжения диалога по поводу принадлежности островов Курильской гряды, которые в Японии считают спорными территориями, являются «лживыми».
Большинство японцев считает, что действия России в отношении Украины были определены экспансионистским геном, который изначально содержится в политической ДНК России, а не личной позицией Путина и характером украинского кризиса, говорится в публикации Юрико Коикэ в рамках проекта Project-syndiate. По ее мнению, Японию данная ситуация беспокоит как единственную страну, входящую в «Большую семерку» и имеющую территориальный спор с Россией. Экс-министр обороны напоминает, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оказались под контролем СССР после Второй мировой войны, и, «как и везде в России, их жители стали бедняками, пострадавшими от некомпетентного и коррумпированного правительства, будь то коммунисты или сегодняшние капиталисты».
Юрико Коикэ назвала «странной исторической иронией» то обстоятельство, что на спорных территориях живет много этнических украинцев. «Если бы референдум о независимости состоялся на острове Итуруп, где около 60 процентов жителей имеют корни в Украине, Путин признал бы результат так же легко, как в Крыму?» - задается японский политик риторическим вопросом. Экс-министр обороны напомнила, что после прихода к власти в 2012 году премьера Синдзо Абэ правительство Японии пыталось наладить отношения с Путиным в надежде на серьезные переговоры по северным территориям, однако теперь все иллюзии Токио в этом плане развеялись.
«Теперь, когда Путин сделал свои планы имперской реставрации предельно ясными, эти надежды оказались мертворожденным», - полагает Юрико Коикэ. Последствия аннексии Крыма Российской Федерацией являются важным прецедентом для отношений между азиатскими державами, особенно показательной в этом смысле, по мнению Юрико Коикэ, является реакция Китая. «Каждая страна в Азии должна сделать только один вывод из молчаливого одобрения Китаем захвата Путиным крымской земли: Китай тоже считает, что сильный всегда прав, и может так же действовать на спорных территориях, будь то в Южно-Китайском море или индийских Гималаях», - отмечает далее экс-министр.