О высоком рейтинге президента Путина говорят во всем мире. И даже война в Украине, за которую винят Путина тоже во всем мире, не убавляет его популярности как лидера в самой России. Чем же объяснить такое отношение россиян к диктаторской политике нынешнего президента России и что ждет Россию в перспективе с таким непредсказуемым в своих действиях президентом?
Об этом шла речь в интервью политтехнолога, публициста, арт-менеджера и галериста Марата Гельмана изданию Гордон. В начале разговора политик высказал свою точку зрения на происходящее в России. Он считает, что Путин, придя к власти, негласно договорился с народом, которому нужна была стабильность, обменять её на свободу слова, честные выборы, а взамен дать хорошую зарплату.
С точки зрения Гельмана, Россия стремительно летит в экономическую, социальную и политическую пропасть, а Путин заработал себе авторитет на строительстве Олимпиады, рассчитывая на то, что там будет работать международный спортивный центр, но теперь все рухнуло, так как, по мнению Гельмана, в Сочи никто не приедет.
Гельман уверен, что Путин перечеркнул все свои достижения, когда «захватил» Крым. Но его удивляет отношение россиян, которые вместо того, чтобы возмутиться, продолжают поддерживать своего президента и, выражаясь словами Гельмана, «живут в «СССР». Даже гонимая советской властью церковь стала за последние 10 лет в России близкой к власти мощной институцией, оказывающей огромное влияние людей, которые стали ближе к церкви, как показывает социология, отмечает политолог. Вместе с тем, заявляет Гельман, христианские заповеди никто не читает, а нормой стало антихристианское поведение.
Россия официально войска в Украину не вводила, но люди в России не скрывают, что знают о нахождении там российских военных и считают обман Путина военной хитростью, в чем уверяет политолог. Выводя сегодня частично войска из Украины, Путин действует под давлением обстоятельств, угрозы санкций и обнаружения войск из Космоса.
На вопрос корреспондента издания Гордон о судьбе людей Донбасса в дальнейшем, учитывая присутствие российских военных, Гельман ответил, что ничего бы не произошло, если бы Путин не вмешался и не было бы такого количества беженцев. Власти Киева разобрались бы сами с протестующими и через диалог на повышенных тонах, возможно, но не через вооруженный конфликт. А теперь Путин избрал самый мучительный для жителей востока Украины путь.
Рассмотрел политолог и вопрос о российских националистах, используемых Путиным и отстраненным в нужный момент. На их место пришли другие, а «гиркиных» Путин будет использовать, потом убирать и убивать. По России, считает Гельман, таких немного, около 40 тысяч. И ждет их опыт Сталина, жестоко расправлявшегося с теми, кто не останавливается в своих националистических целях и становился неугодным власти.
Вопрос о Крыме для Путина, рассуждает политолог, явно не продуман и его ждут ощутимые последствия по сравнению с плюсами.
Относительно медлительности Евросоюза в отношении санкций России у Гельмана тоже есть особое мнение. Он считает это обдуманностью и расчетливостью Европы в отличие от Путина, действующего расточительно во всех случаях. Однако медлительность эта, уверен Гельман, приведет в конечном итоге к тому, что ЕС найдет способ урезонить зарвавшегося агрессора.
Пройдет время, и ложь вскроется, несправедливость будет исправлена.
Еще одного вопроса коснулся Гельман в беседе с журналистом издания Гордон – это реакция власти на тех, кто не поддерживает Путина или действует на своё усмотрение, по мнению Гельмана такие поступки, расцениваются как предательство. На вопрос о Макаревиче и его травле в СМИ, Гельман привел пример о принятии закона Димы Яковлева, показав, как власть «привязывает к себе людей подлостями».
Многие деятели искусств, артисты и знаменитости поддерживают Путина в его политике по отношению к Украине, но они всегда были уважаемыми для украинцев людьми, а теперь отношение к ним изменилось. Вопрос корреспондента к Гельману состоял в просьбе выразить мнение по поводу того, как людям жить теперь и с этим?
Гельман считает, что история не терпит вакуума, и эта ниша тоже должна заполниться, но уже новым восточно-европейским искусством. В России вакуум диссидентской энергии в середине 90-х годов заполнился ностальгическими «старыми песнями о главном», в умы россиян проникли мысли о Советском Союзе, хотя, по мнению Гельмана, все, что связано с эпохой социализма и Советского Союза, хорошее и плохое, давно пора сложить «под стекло» в музей, где оно и должно «лежать».
Пройдет время, история расставит все на свои места: ложь вскроется, несправедливость будет исправлена. Единственное, что нельзя изменить, это вернуть людей. Власть диктатора может быть низвергнута только при переоценке людьми, обществом, ценностей. Добровольно такие как Путин власть не оставляют, утверждает Гельман, отвечая на вопрос журналиста о смене власти в России.
Интерес издания Гордон привлек придуманный Гельманом конкурс «Лучшие сценарии для России», в жюри которого вошли Ходорковский Михаил и Акунин Борис. Отвечая на вопрос журналиста о том, какой сценарий для России сегодня лучший, Гельман сказал, что в России, несмотря на то, что она катится в пропасть, сегодня нет такой силы - ни политической, ни гражданской, которая могла бы победить путинскую команду.
Поэтому единственный сценарий для нее – наименьшее количество человеческих потерь. Ждать, пока уйдет команда Путина, сохраняя отношения между людьми и бизнес. Экономисты считают, что тупик для России наступит в 2018 году… Остается только ждать, что будет дальше, а потом строить новую жизнь, о чем рассказал в заключение российский политолог Гельман.