История с расследованием гибели десантников 76-й псковской дивизии ВДВ постепенно обрастает как новыми подробностями, так и новыми делами. Журналисты, которые пытаются пролить свет на ситуацию со смертями российских военных, подверглись нападению неизвестных, которые охраняют доступ к могилам десантников. О деталях всех последних происшествий по этому делу рассказала «Новая Газета».
Вечером 26 августа с двумя сотрудниками информационного агентства «Телеграф» С. Зориным и С. Ковальченко случился инцидент на кладбище деревни Выбуты под Псковом. Неизвестные люди, угрожая расправой, забрали у журналистов фотоаппарат. Местное кладбище известно тем, что на нем 25 августа похоронили двух десантников из псковской дивизии ВДВ - А. Осипова и Л. Кичаткина, без особых почестей, скрытно и спешно, при минимальном количестве родственников. Причина того, что десантников хоронят тайно, без лишних свидетелей, а журналистов не подпускают к кладбищу, кроется в нежелании командования и Министерства обороны сообщать истинную причину смерти бойцов и общем количестве потерь в дивизии.
Где погибли десантники.
Официальная позиция, которая прозвучала до сегодняшнего времени, была озвучена еще 22 августа командующим ВДВ В. Шамановым, который завил в Пскове, что в десантно-штурмовой бригаде все живы. Тогда же в пресс-службе Минобороны РФ назвали фальшивой информацию СМИ Украины о захвате бронетехники и гибели российских военнослужащих. Согласно информации украинских журналистов, с 19 на 20 августа в районе Георгиевки в Луганской области прошел сильный бой украинских военных с подразделениями российской армии. В подтверждение информации были опубликованы фото документов россиян, предоставленные украинскими бойцами. Сообщалось также, что с обеих сторон большие потери. Несколько позже появилась информация, подтверждающая участие псковских десантников в боевых действиях на украинской территории. Родственник похороненного под Псковом десантника Кичаткина Даниил рассказал «Новой», что, согласно словам командования, десантников Кичаткин погиб под Луганском, выполняя свои обязанности воина. И более никаких подробностей.
Далее в расследование включились журналисты, и, в частности, издатель «Псковской губернии» и депутат из Пскова Л. Шлосберг. Он опубликовал оказавшуюся в его распоряжение аудиозапись разговора, в которой десантник, принимавший участие в боях под Луганском, рассказал о десятках погибших и раненных бойцов ВДВ. Далее стало известно о по меньшей мере двенадцати погибших из числа 76-й дивизии ВДВ, тела которых были доставлены в разные уголки РФ, хотя понятно, что жертв может быть больше. Наибольшее количество могил российских бойцов в Пскове. Как считает Шлосберг, погибших намеренно привозят хоронить по одному-двое, чтобы не привлекать общественное мнение. Это связано с «эффектом 6-й роты» - историей, случившейся в 2000 г. во время войны в Чечне. Тогда из состава 6-й роты, состоявшей из 90 солдат, погибли 84, 30 из которых проживали в Пскове. Их привезли в город и хоронили сразу. На похоронах был весь город, и было страшно. Сейчас, очевидно, сделали выводы из той ситуации, поэтому привозят и хоронят маленькими партиями, стараясь все скрыть.
Военные скрывают информацию от общества.
Вот тут и находится объяснение нападениям на журналистов на кладбищах Пскова. 26 августа примерно в одно и то же время произошло два случая. Около 18:00 на кладбище «Крестовское» было совершено нападение на журналистов нескольких российских СМИ. Двое парней, скрывавших свои лица под капюшонами, напали на автомобиль журналистов, прокололи ему два колеса, нанесли повреждения дискам, а затем преследовали автомобиль и отстали только тогда, когда машина въехала на территорию автозаправки, где установлены камеры наблюдения. Корреспонденты обратились в полицию, подали заявление по факту нападения.
Примерно в то же время на кладбище в Выбутах сотрудников «Телеграфа» Зорина и Ковальченко тоже встретили неизвестные. Как рассказали журналисты, при подъезде к кладбищу их автомобиль обогнал «Ниссан» и занял позицию возле могил, которые были целью журналистов. Когда журналисты приблизились и сделали несколько снимков, из «Ниссана» вышли двое крепких парней, которые повели себя сразу агрессивно, потребовали документы, а затем и фотоаппарат. С учетом ситуации в безлюдном месте журналисты подчинились. Парни позвонили некоему «Вячеславу Алексеевичу» и попросили подъехать «с ребятами». Журналистам эти парни сообщили, что сейчас их отвезут в другое место, где выяснят, почему они «терлись у могил». Однако к месту инцидента приехали первыми полицейские, которых вызвали журналисты. Ковальченко подал заявление о случившемся в полицию.
Еще один инцидент случился с утра 27 августа, когда при попытке посетить это же кладбище корреспондента Reuters Д. Пинчука остановили двое крепких молодых людей, прибывших на место на джипе. Они в резкой форме предложили покинуть кладбище, снова угрожая неким «старшим» и поездкой куда-то вместе с ним. Однако и в этом случае полицейские приехали раньше, в местном МВД занимаются разбирательством инцидента.
По заявлению журналистов Ковальченко и Злобина полиция сработала отлично. Они выяснили, что журналистов удерживали на кладбище военнослужащие ВЧ №07264 (подразделение 76-й дивизии ВДВ) Злобин и Кузьмин. Полицейские также установили неправомерные действия, которые, по сути, были воспрепятствованием деятельности журналиста. Это, значит, статья УК РФ №144. Но военные следователи из Следственного комитета по Псковскому гарнизону в конечном итоге представили все так, что инцидент стал проявлением мелкого хулиганства, достойного дисциплинарной ответственности. Естественно, вынесенными решениями журналисты остались недовольны и будут их обжаловать. Относительно других инцидентов никаких решений пока нет вообще.
Автор: Денис Мягкий