На фоне обострения украинского кризиса в России все больше раздаются голоса о возвращении в судебную практику вынесения смертных приговоров. В российском обществе пока на стороне смертельного наказания устойчивое большинство. Работники социологических служб считают, что такая тенденция связана с ложными убеждениями людей о безальтернативности наказания за тяжкие преступления.
Как сообщают в фонде «Общественное мнение» 63 процента россиян «в принципе допускают» смертную казнь, хотя начиная с 2001 г. есть устойчивая тенденция к уменьшению этого процента. Впрочем, отток из радикально настроенных граждан наиболее влияет на группу респондентов, которые затрудняются ответить, при этом практически неизменной остается группа граждан считающих смертную казнь недопустимой мерой. Как отмечает Директор Института политических исследований Г. Добромелов у большинства россиян, несмотря на прошедший отрезок времени, наблюдается советский стереотип мышления, предусматривающий карательные функции государственной системы. Среди приверженцев смертельных приговоров бытует мнение о «заслуженном наказании», которое будет лишь способствовать снижению уровня преступности.
Согласно опросам, среди самых тяжких преступлений, за которые допустимо приговаривать к смертной казни, граждане называют педофилию – 73 процента, убийства – 63 процента, терроризм – 53 процента, изнасилования – 47 процентов, распространение наркотиков – 28 процентов, госизмена – 13 процентов. Противники смертельной казни наиболее часто отмечают высокую вероятность принятия судебных ошибок.
Согласно тексту российской Конституции, а именно ее статьи 20-й, смертная казнь может устанавливаться как исключительная мера наказания за преступления особо тяжкого характера против жизни, но с участием судебных присяжных заседателей. Право устанавливать в виде наказания смертную казнь было утверждено в 1996 г. при принятии ныне действующего Уголовного кодекса. Наказание, предусматривающее казнь, сейчас устанавливается за убийства, покушение на высоких деятелей и геноцид. Однако в 1999 г. Конституционный суд установил мораторий на такие решения, пояснив, что приговор на смерть можно будет выносить только с появлением судов присяжных заседателей. Еще с одной стороны повязал Россию Совет Европы, настоявший на том, что не включит РФ в свой состав без подписания протокола N6 к Конвенции о защите прав человека в 1997 г. КС постановил, что следует отказаться от приговора до момента ратификации протокола №6 или отказаться от самого протокола вовсе.
Так, в прошлом году главный полицейский, министр внутренних дел В. Колокольцев заявил, что «как гражданин» не осуждает введение смертной казни. Сейчас учитывая накал международной политической обстановки, в особенности вокруг Украины, начали раздаваться голоса о том, что Европа заставила отменить смертную казнь и сейчас, когда Россию могут исключить из Совета Европы, можно вернуть «высшую меру наказания». Как сообщили в ФОМ более половины – 55 процентов, респондентов выступают за возвращение смертельной казни, за сохранение моратория высказалось 24 процента, затруднились ответить 15 процентов, за отмену смертной казни выступили 6 процентов опрошенных.
Президент ФОМ А. Ослон заметил, что недопустимость смертной казни более свойственна современной западной толерантной культуре. В России же принято отталкиваться от инстинктов, которые подсказывают, что опасного преступника иначе не накажешь, поэтому его следует казнить. Это говорит об общем консерватизме населения, считает сотрудник института социологии РАН Л. Бызов, среди большинства бытует мнение – чем жестче наказание, тем в дальнейшем будет выше безопасность.
Что думает руководство?
Ранее пресс-секретарю президента РФ Д. Пескову пришлось дать комментарий словам главы МВД РФ относительно применения наказания в виде смертной казни. Песков отметил, что в высказывании министра не было высказано никаких инициатив, поэтому это не повод для заявления позиции. В то же время он обратил внимание на то, что министр сделал акцент на личной оценке, поэтому какие-либо передергивания в виде дискуссий неуместны. Относительно мнения по данному вопросу Путина, пресс-секретарь сказал, что его позиция уже известна и ничего нового не появилось. На уточняющий вопрос: «Так, Путин против?» Песков ответил: «Скорее, да». В Администрации президента РФ заявили, что в практической плоскости вопрос о возвращении смертной казни не стоит, а комментировать личное мнение кого-либо там не считают нужным.
Глава Госдумы РФ С. Нарышкин заявил, что относится отрицательно к идее возвращения практики применения смертной казни. В то же время зампредседателя Международного комитета Совфеда В. Шнякин заявил, что в случае решения проблемы с возвращением смертной казни не стоит оглядываться на Совет Европы. Американцам и китайцам Европа не указ, там практика смертных казней существует. Как считает сенатор, смертной казни достойны преступники против детей и террористы. Их надо наказывать жестко, чтобы все понимали, что их будет ждать, и бояться применения таких наказаний не стоит. В качестве постепенного ввода этой меры Шнякин считает возможным введение смертной казни в регионах, где число таких преступлений наиболее велико.