Игорь Чубайс не является политиком, однако в последнее время вызывает не меньше споров, чем и его известный младший брат, с которым, к слову, старший Чубайс практически перестал общаться. Книги Игоря Чубайса на общем пессимистическом фоне по отношению к традиционным российским ценностям выглядят весьма интересно.
Дело в том, что Чубайс-философ пишет о том, что историческое проклятие России – это всего лишь миф. Более того, историк отмечает, что тысячелетний путь российского государства входил в число наиболее успешных на континенте. Так было до тех пор, пока не произошла катастрофа 1917-го, перевернувшая Россию с ног на голову.
Таким образом, Игорь Чубайс пытается показать, что Россия не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть. Он выдвигает предположение, что когда россияне «осознают тот факт, что последние 90 лет они скитаются по обочине, и когда поймут, что Советский Союз – это не настоящая Россия, то возвратятся к позабытым ценностям и продолжат заново прежний свой маршрут». А тогда, как считает господин Чубайс, «мир снова нас примет, а россияне обретут сами себя».
Корреспонденту «Обозревателя» Дмитрию Быкову довелось лично пообщаться с господином Чубайсом.
– Меня, как и многих сегодня, интересует такой вопрос: как Вы считаете, Владимир Путин – это некое подобие Юлиана-отступника, петля в истории российского государства или же, наоборот, возможность возвращения к традиционным ценностям?
– Путин? А какое, собственно, отношение он имеет к настоящей России? Режим, в котором мы сейчас живем, не российский, а советский – это своеобразное продолжение СССР в еще более скверном варианте. Владимир Путин не преследует каких-либо высших целей. К тому же, несмотря на то, что в России сейчас нет мифа про коммунизм, власть продолжает оставаться в руках самоназначаемых чиновников, которые, как и прежде, продолжают оставаться бесконтрольными для общества и обслуживают только себя, не особо заботясь о нуждах сограждан. Тем не менее я считаю, что распространенное сейчас сравнение Путина с Гитлером некорректно. Да, действительно, евреям и цыганам при Гитлере жилось очень тяжело, однако немецкое население Германии жило прекрасно. В этом кардинальное отличие Путина от Гитлера: при нем отвратительно живут в России именно сами россияне. Государство гаснет на глазах. Уже сегодня и малый, и средний бизнес практически исчезли. Бегство капитала растет, а реальные доходы россиян продолжают снижаться. При этом всевозможные штрафы, налоги и прочие сборы продолжают расти. Мне кажется, что от выборов в 2016 году ждать особо нечего: пройдут, ставшие обычными для России в последнее время, думские выборы в имитационный парламент. Так будет потому, что в России уже долгое время действует "вертикаль власти", а парламент – обычная фикция. Думаю, через два года грянут все "отложенные кризисы", а значит фальсифицированные выборы с "административным ресурсом" вызовут бурю негодования.
– В таком случае, почему сейчас все довольны? Такие рейтинги?
– Эти рейтинги измеряет не общественное мнение, а уровень эффективности пропаганды! Важны мнения людей, к которым прислушиваются. Ну, а пассивная часть российского общества, как и раньше, продолжит слепо верить телевидению.
– Мне кажется, вы все-таки преувеличиваете влияние пропаганды на россиян. Люди ей верят, пока она совпадает с их личным тайным настроем...
– Любая подобная пропаганда будет льстить чувству национальной исключительности. Подобное уже было с немцами: после тридцать третьего года у них сильно снизилась критичность к властям Германии и к самим себе; а спустя пять лет и вовсе практически исчезла. Это все было заслугой пропаганды, поддерживаемой практически всей интеллигенцией Германии.
– Но ведь Владимир Путин опирается на так называемую российскую матрицу, разве нет?..
– К российской матрице, то есть к российской идее, все происходящее не имеет ни малейшего отношения. Сегодня принято считать, что основа российской империи – постоянный территориальный рост, однако на самом деле последние проявления российской экспансии в Европе – это война на Кавказе в начале ХIХ века, а в конце второй трети позапрошлого столетия Россия и вовсе перестала воевать. Для нее начался период обустройства и качественного роста. А многие сейчас радуются аннексии Крыма при том, что по сути территории Крыма бесхозны и ни о каком качественном обустройстве новоприобретенных земель даже речи не идет.
К тому же, Крым взят под контроль незаконно: в противоречии и юридическим, и общечеловеческим моральным законам. Нынешняя российская власть фактически объявила аннексией Крыма о своем правопреемстве с СССР, тем самым сделав себя властью тоталитарной и нелегитимной, господствующей над неправовым государством. Но этот режим не получил никакого законного "права на власть", а значит, как только "гайки ослабеют", россияне выйдут на улицы и будут митинговать, заявляя о своем непринятии установившихся в государстве правил. Если даже за 95 лет не произошло "исторического привыкания", то это, несомненно, в конце концов, случится. Как писал господин Солженицын, «Советский Союз обращается с исторической Россией, как убийца с убитым!», и я с этим высказыванием согласен. Сегодня Россия продолжает идти по пути СССР и становится своеобразным "постсовком". В начале ХХ века Российская Федерация имела все шансы стать настоящим промышленным гигантом. В то время все европейские газеты писали о «русском феномене», «русском экономическом чуде», был построен Транссиб и прочее. В конце ХIХ века Николай II ввел полный запрет на экспорт сырой нефти… И что мы имеем через 120 лет – государство снова стало жить за счет продажи сырья.
Что касается Крыма, пора бы российским властям признать, что он не принадлежит им, иначе стране действительно может грозить настоящий откат к советским временам. А про окончательный развод с Украиной я бы все же говорить не спешил.