Российский Минюст и ФСИН отказались от инициативы по переоборудованию исправительно-трудовых колоний в пенитенциарные учреждения европейского образца. Как сообщают аналитики раздела «Новости России» экономического журнала «Биржевой лидер», ссылаясь на информационный портал «Известия», указанный процесс подавался, как основной пункт реформирования тюремной системы страны.
Бюджет РФ не сможет обеспечить финансирование реформ в размере 1,8 триллиона рублей. Как сообщают источники в профильном ведомстве, необходимо модернизировать 500 существующих колоний и построить несколько десятков новых. Эксперты пришли к тому выводу, что без основательных денежных вложений реформирование пенитенциарной службы РФ невозможно.
Решение о приостановке реформы было принято на заседании межведомственной рабочей группы при Минюсте. Она занималась корректировкой и пересмотром основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года. Окончательный вариант концепции был принят в середине сентября и отправлен на утверждение правительством РФ. В связи со сложной экономической ситуацией документ претерпел определенные изменения, в том числе из него был исключен пункт №2, предусматривающий совершенствование организационно-структурного построения учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Как ни странно, именно это положения было заявлено, как основное при анонсировании тюремной реформы в 2009-м году. Вслед за тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым глава Минюста Александр Коновалов пояснил, что до 2020-го года на территории страны не должно остаться исправительно-трудовых колоний. Колонии с бараками должны были уступить место комфортабельным тюрьмам с различными режимами содержания. Кроме того, должны были быть созданы тюрьмы-поселения для содержания осужденных за не тяжкие преступления.
Концепция также предусматривала раздельное содержание заключенных, совершивших преступление впервые и рецидивистов, ликвидацию колоний для несовершеннолетних и создание специальных воспитательных центров для малолетних преступников.
Обещания чиновников.
На конференции в 2011 году генерал-майор Валерий Трофимов, занимавший должность начальника управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН РФ, заявлял, что заключенные будут жить в тюрьмах, оборудованных отдельными комнатами на 6 человек. Двери в них будут открыты и заключенные свободно смогут перемещаться друг к другу. Запираться эти комнаты будут только ночью, так как именно в этот период времени происходит максимальное число разборок и беспорядков. Реформа предусматривает отход от практики отрядов. Вместе с этим уйдет и вся иерархия тюремного мира, предусматривающая «положенцев» и «воров в законе».
Реализация планов правительства происходит с точностью до наоборот. Начались изменения с массового нарушения прав и свобод осужденных, так как 153 тысячи человек были перемещены в другие исправительные учреждения, во многих случаях даже в другие субъекты федерации. Это противоречит законодательству, так как нарушает социальные связи, которые изначально планировалось укреплять.
Вместо раздельного проживания, лица с погашенными или снятыми судимостями оказались в одних отрядах с теми, кто совершил преступление впервые. Строительство новых тюрем также вышло на запланированный уровень. По состоянию на 2013-й год Минюст профинансировал перепрофилирование только 13 колоний.
Должностные лица не понимают, зачем Минюст инициировал реформы.
Наталья Хуторская, которая занимает должность официального представителя РФ в комитете Совета Европы по предупреждению пыток, заявляет, что реформы даже в то объеме о котором идет речь, были проведены только на бумаге. Разрабатывая концепцию реформирования пенитенциарной системы, российское правительство опиралось на опыт европейских стран. При этом никто из специалистов его даже досконально не изучил. Стоит напомнить, что советский опыт, когда заключенные содержатся в отрядах и имеют определенную относительную свободу, в странах ЕС считался одним из самых передовых.
Член рабочей группы Минюста РФ и правозащитник Валерий Гефнер утверждает, что специалисты пенитенциарной сферы еще сами не пришли к однозначному решению, касательно того, стоит ли вводить практику содержания заключенных в тюрьмах.
Гефнер приводит пример исправительных учреждений Краснодарского края. Там по собственной инициативе проводят усовершенствование учреждений и облагораживают тюремный быт. Он предлагает двигаться именно по этому пути. Необходимо взять за основу положения, предусмотренные концепцией реформирования и постепенно, на базе существующих учреждений создавать более комфортные условия и уходить от практики использования отрядов по 100 человек. В зависимости от режима содержания и других факторов отряды должны включать в себя от 10 до 40 заключенных.
Первым о провале реформ еще в 2012 году заявил первый замдиректора ФСИН Эдуард Петрухин. Руководство ведомства сразу же открутилось от заявлений сотрудника и назвало их «частным мнением». В результате своего высказывания, генерал едва не лишился должности и стал объектом служебной проверки.