Главой Министерства иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым украинский кризис определен как кульминация западного курса на сдерживание России, попавшей, дескать, под удар с Запада за активное и самостоятельное выражение своей точки зрения. Об этом информирует 13 октября «Биржевой лидер» со ссылкой на интервью руководителя МИД РФ журналу под названием MGIMO Journal в связи с 70-летием основания МГИМО.
Круглая дата в истории Московского госинститута международных отношений стала для министра иностранных дел предлогом для размышлений о судьбах России.
С его слов, последнюю четверть века Кремль со своими партнерами в регионе Евро-Атлантики вел разговоры про выстраивание отношений стратегического характера. Мол, создавались совместные международные структуры, которые были призваны способствовать этому. Принимались декларации политической направленности с призывами о формировании единого пространства безопасности, мира и стабильности.
Одновременно же западными партнерами продвигалась своя повестка дня, игнорирующая во многом российские интересы. Расширялся Североатлантический альянс НАТО. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что в целом контролируемое альянсом геополитическое жизненное пространство передвинулось вплотную к границам Российской Федерации.
Со слов Лаврова, Россию «ударили» за ее естественное право на проведение независимой политики.
Российская внешнеполитическая линия, по мнению Лаврова, не сочетается якобы с какими-либо претензиями от других на отстаивание своей исключительности. Произошедшее в Киеве стало не столько проявлением новых принципиальных тенденций, сколько кульминацией сдерживающего курса, проводимого Западом в отношении Москвы многие предшествующие годы.
Украинским кризисом серьезно затронута международная ситуация. Его влияние и воздействие будет еще ощущаться довольно долго. Трудно сегодня предсказывать, как дела пойдут в мире, но можно с уверенностью сказать, что в будущем случится немалое количество сюрпризов.
Сергей Лавров считает, что привычно в Западной Европе веками не воспринимать своими русских. Хотя они в течение как минимум трех последних столетий являются неотъемлемой европейской частью политики и культуры Старого Света. Именно во время самого активного российского участия в общеевропейских проблемах и делах были, дескать, спокойствие и стабильность на этом континенте.
Министр выражает сожаление, что с распадом Советского Союза проводится все равно, хотя и в более мягком виде, курс по сдерживанию Москвы, в которой видят больше соперника, а не партнера. При этом отказ во взаимодействии для преодоления глобальных вызовов не есть разумный вариант отношений между Западом и Россией.
Несмотря на представляющиеся Кремлю недружественными действия его западных политических партнеров, он по-прежнему выступает на словах против своего скатывания в русло примитивной схемы прямолинейного российско-западного противостояния. Москва готова якобы к продолжению конструктивного диалога по решению проблем трансграничного характера, разумеется, на равноправной и взаимоуважительной основе.
По оценкам Лаврова, из-за начала украинского кризиса «не исчезают глобальные проблемы и вызовы». Достаточно в этой связи упомянуть о войне, развязанной в Сирии и соседним с ней Ираке экстремистскими силами. В этом ряду также палестинско-израильское противостояние и обстановка в Афганистане. Нельзя позабыть здесь и об африканских кризисах: Россия приходила на помощь Европейскому Союзу в ЦАР и Чаде, совместно работала против сомалийского пиратства.
Глава МИД РФ подчеркнул, что лишь посредством коллективных усилий можно организовать меры эффективного противодействия наркоиндустрии, терроризму, распространению оружия массового поражения, неблагоприятным климатическим изменениям, незаконной миграции и многим другим глобальным вызовам. Ясно, что к прежней, неискренней и исполненной двойных стандартов, модели взаимных отношений возврата, вероятно, не будет. Невозможно подстраивать постоянно положения международного права к чьим-то односторонним планам, подрывая авторитет такого важного органа, как Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, путем недобросовестных интерпретаций его принимаемых решений.
Главой российского дипведомства свое интервью по поводу 70-летия МГИМО закончено поучением Западу вести дела по-честному с уважением международного права и Устава Объединенных Наций во всей их совокупности положений и принципов. А может, чья бы корова мычала по вопросу соблюдения ооновских требований, а «кремлевская буренка» молчала?!
Напомним, что несколько месяцев назад в ходе общего голосования всех государств-членов Объединенных Наций по вопросу присоединения Крыма к Российской Федерации посчитал законным действия Кремля лишь один десяток стран. Несколько десятков государств при этом воздержались от высказывания своей позиции, а около сотни стран, составляющих абсолютное большинство членов ООН, категорически осудили временную оккупацию Москвой Крымского полуострова.