Как стало известно журналистам, компания «Роснефть» не только просит выдать ей 2,4 триллиона российских рублей из Фонда национального благосостояния, но и дать ей право стать единственным поставщиком топлива для федеральных и муниципальных структур. Аналитики раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что в данном случае можно говорить о рынке в несколько миллиардов рублей. Закономерно, что Минэкономразвития Российской Федерации выступает резко против этого, заявляя, полная монополизация поставок нефтепродуктов для государственных структур страны в результате приведет к полному исчезновению конкуренции и, как следствие, существенному подорожанию топлива.
Нужно уточнить, что в просьбе «Роснефти» подразумевается, что компания, если правительство все-таки пойдет на такой шаг, должна стать единственным поставщиком данного вида продуктов для федеральных и муниципальных потребителей, в том числе министерств, ведомств, а также бюджетных организаций и учреждений. «Более того, компания, лидером которой является Игорь Сечин, попросила правительство Российской Федерации прописать этот факт в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», - пишет РБК со ссылкой на чиновника Минфина, принимавшего участие в обсуждении мер господдержки для «Роснефти». Он также рассказал о том, что Минэкономразвития выступает против принятия подобного решения, мотивируя свою позицию тем, что монополизация рынка всегда приводит в подорожанию стоимости продуктов. Там также заявляют, что та контрактная система, которая действует на этом рынке на сегодняшний день, направлена именно на развитие конкуренции между производителями топлива, причем как по качеству товара, так и по его стоимости. К тому же чиновник убежден, что вследствии монополизации рынка существенно увеличится расход государственного бюджета.
Интересно, что Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации никогда не слышала о такой просьбе «Роснефти», но сама идея монополизации рынка нефтепродуктов им пришлась не по душе. Так, к примеру, Дмитрий Махонин, начальник управления контроля ТЭК ФАС, заявляет: «Сегодня муниципалитеты закупают нефтепродукты у нефтяных компаний на основании тендерных процедур в рамках аукционов на понижение цены. Это дает возможность экономии бюджетных средств. Мы не поддержим такую инициативу. Непонятно, каким образом реализовать этот шаг с точки зрения логистики поставок. Есть регионы, где нет НПЗ или АЗС «Роснефти» и куда будет попросту дорого поставлять бензин или дизель». Из его слов стало понятно, что на свободном рынке топливо можно приобрести куда дешевле, нежели на монополизированном.
Следует отметить, что в компании «Роснефть» категорически отказались комментировать свою инициативу по монополизации рынка. В ЛУКОЙЛе также отказались от каких-либо официальных комментариев, а «Газпром нефть» и Минэнерго не ответили на запрос журналистов. Пресс-служба Минфина предложение не комментирует. Единственная структура, которая дала согласие на комментарий – Минэкономразвития. Там-то и рассказали, что федеральный закон о контрактной системе государственных закупок товаров и услуг предполагает собой тот факт, что абсолютно любая компания, которая соответствует параметрам технического задания на закупку, имеет право на участие и выигрыш в конкурсе на предоставление подобных услуг. При этом следует учитывать и тот факт, что сегодня в силе находятся несколько долгосрочных контрактов, которые были заключены различными компаниями на поставку нефтепродуктов федеральным ведомствам.
Как проходят госзакупки.
Только за первые десять месяцев текущего года на сайте госзакупок различные государственные структуры разместили заказы на нефтепродукты, общая стоимость которых является не меньшей, нежели 50 миллиардов рублей. По подсчетам представители Минэкономразвития, общая сумма закупок одного только бензина государственными структурами Российской Федерации в год может превышать 160 миллиардов рублей. Однако данная цифра является приблизительной, поскольку данные об общем объеме этого рынка остаются закрытыми.
В «Газпром нефти», крупном поставщике нефтепродуктов для нужд Министерства обороны России, оценили рынок поставок бензина, дизельного топлива, а также керосина для нужд федеральных и муниципальных организаций России в 10–15% от объема общего потребления топлива в стране: 4–6 миллионов тонн бензина и 7–10 миллионов тонн дизельного топлива. При этом в организации пролили свет на еще один довольно интересный факт. Как оказалось, часть государственных структур закупают нефтепродукты вовсе не как госструктуры, а закупают их на свои «хозрасчетные» подразделения, поскольку не попадают в рамки закупщиков по бюджетным схемам.
В «Газпром нефти» также не одобряют подобного желания «Роснефти», хотя на официальном уровне о нем еще не слышали. Но в случае если данная инициатива все-таки будет принята, либо появится хотя бы намек на ее осуществление, «Газпром нефть» тут же обратится в ФАС для того, чтоб это предотвратить.