Лидер Российской Федерации, похоже, проблему со своим преемником решил: все чаще в медиапространстве наблюдается присутствие Сергея Шойгу, который позволяет себе делать довольно громкие и очень резкие внешнеполитические заявления. Об этом пишет «Деловая столица».
Согласно исследованиям социологов «Левада-центра», электоральный рейтинг Владимира Владимировича Путина с начала 2014 года впервые резко упал одновременно на восемь пунктов. В августе месяце он достиг, можно сказать, локального пика – 57 процентов, однако уже через несколько недель, в сентябре месяце, опустился до уровня в 49 процентов. Такая цифра почти соответствует рейтингам в апреле месяце. Для сравнения: в январе месяце текущего года, то есть до момента смены украинской власти, рейтинг Путина составлял почти 29 процентов. Стоит также отметить тот факт, что расчет этих рейтингов проводился «от всех», включая и тех, кто не определился. Однако если из результатов исключить неопределившихся, а также тех, кто вообще отказался голосовать, рейтинг действующего лидера РФ составит 83 процента против 87 месяцем ранее. Так что немалая часть «пассивных», считающих, что «Путин - это Россия», никуда не исчезла. Однако большинство «пассивных» никогда не играет основной роли в политической жизни страны, а опора на них практически всегда оказывается очень шаткой.
Почему же рейтинг Путина упал?
Политика в Российской Федерации, как таковая, отсутствует. Поэтому снижение рейтинга президента, зафиксированное социологами, практически ни на что не влияет. Однако остановить его продолжение Москва не может. Монументальная картина «фашистских полчищ» наступающих на Российскую Федерацию под руководством лидера Соединенных Штатов, начинает утомлять потребителей медийного продукта. Они ощущают дефицит четких результатов. Российского обывателя уже начинает раздражать мелочность, которая в его сознании порождает когнитивный диссонанс.
Очевиден тот факт, что стремительное подорожание лекарств и продовольствия, постоянно растущие тарифы, а также желание кремлевских властей экономить на бюджетниках, никаким образом не могли способствовать росту популярности Владимира Путина. Начинает давать сбой и политтехнологическая схема под названием «Путин – отдельно, цены – отдельно», которая довольно неплохо работала на протяжении долгих лет. Особенно когда все это накладывается на неизменный рост доходов чиновников, снижение темпов индексации зарплат простого населения, а также довольно стремительное обесценивание национальной валюты. Все это при том, что от кризиса 1998 года граждане Российской Федерации ориентированы на рубль: сбережения и расчеты, в основном, делались в национальной валюте. А если «Путин - это Россия», тогда «Путин - это рубль».
И наконец, нынешний год ознаменовался довольно резким увеличением количества разного рода конфликтов на конфессиональной и этнической почве. Эта тенденция в особенности затронула Северный Кавказ, Москву, Татарстан, Башкирию и Калининград. Мусульмане начали очень активно отстаивать права, а также вступать с силовиками в силовое противодействие. Рейдерский захват «Башнефти» немного охладил отношения между Уфой и федеральным центром, поскольку речь идет скорее об активах клана Рахимовых, который еще совсем недавно управлял этой территорией, а не интересах арестованного Владимира Евтушенкова, являющегося хозяином АФК «Система». Подобного рода имущественные споры, имеющие этнический окрас развиваются и на территории Северного Кавказа, а наиболее в Дагестане.
Поиск преемника – дело не простое, и может занять несколько лет.
В обществах подобных российскому, поиск преемника может длиться на протяжении нескольких лет. Он может быть чреват большими проблемами для тех людей, кого назначат на должность кронпринца. Надо вспомнить пример Мао, трижды назначавшего преемников, двоих из которых бросили в тюрьмы.
Однако, объективно, падение рейтинга лидера Российской Федерации не влияет ни на разрешение в перспективе украинского кризиса, ни на внутреннюю политику государства.
Первое, в Российском государстве политика, как таковая, отсутствует. Правящая партия, допустив немного свободы, почти сразу ощутила пробоины - в 2011, 2012 и 2013 годах. Поэтому гайки опять закручены, а серия о местных выборах, продемонстрировала очередные рекорды фильтрации партий и кандидатов, а также и фальсификации выборов.
Второе, страх стареющего президента стимулирует его начинать поиски способов, которые бы исправили положение. К примеру, с помощью очередного насилия на территории Украины или, например, техногенных катастроф, при которых энтузиазма избирателю могла бы придать борьба с их последствиями.
Третье, очень похоже, что Путин решил проблему относительно своего преемника. Поскольку все больше популярности в медиапространстве набирает Сергей Шойгу, который позволяет себе громко и резко делать внешнеполитические заявления. Однако, непредсказуемость Москвы наталкивает на то, что уже спустя несколько месяцев все станет выглядеть совсем по-иному. Не нужно забывать и то, что в обществах, подобных российскому, поиск преемника может длиться даже несколько лет.