На территории Российской Федерации день народного единства отмечали в этом году десятый раз. Праздник, придуманный с откровенно политтехнологическими целями в 2005 году, с плохо проработанной основной смысловой составляющей, практически моментально стал «нишевой памятной датой», которую всерьез воспринимали и праздновали только националисты.
Единственной традицией, которая связана с вышеуказанным днем, оказался так называемый «Русский марш» - шествие нескольких небольших националистических организаций. Националисты, в остальное время, делают все то же самое, что и другие российские политические активисты - ссорятся, переживают конфликты и расколы, а также обвиняют друг друга в тщательно скрытом сотрудничестве с властями, однако 4 ноября, несмотря на все пережитые вздоры, шагают по Москве единой колонной.
Для самих же националистов, впечатляющий масштаб всех их шествий был поводом для того, чтобы хотя бы раз в году заявить о своем существовании, как об одной из наиболее важной политической силе, а для либеральной оппозиции – отличной возможностью для создания нового витка дискуссии о недопустимости или допустимости сотрудничества с представителями националистического движения.
Власть, которая частенько использовала в своей пропаганде тезис относительно того, что если на территории Российской Федерации никак не ограничивать демократию - народ обязательно изберет каких-нибудь нацистов, знает, что делает. Наиболее одиозные черты этого «марша», а именно ксенофобские лозунги, нацистская символика и, естественно, агрессивные жесты, являются отличным сырьем для реализации вышеуказанного плана.
На протяжении последнего года агрессия и нетерпимость из-за событий на восточной Украине, стали чуть ли не главным элементом всей, а не только радикальной, политики Российской Федерации. Уже и не скажешь, что российский президент сдерживает представителей радикальной партии, да и на самом деле, если националисты таки придут к власти - что они сделают? Осуществят еще одно нападение на Украинское государствл? Начнут делить общество на чужих и своих? Развяжут преследование и травлю певца Андрея Макаревича? По сути пугать особенно нечем и некого, а тем кто организовывает «Русский марш» было нужно очень постараться, чтобы удивить людей.
Украина в центре «Русских маршей».
Украинский контекст, действительно придавал вышеуказанному мероприятию своеобразную интригу. Бессменный соорганизатор и участник маршей, которые проводились в прошлые годы, Александр Поткин-Белов в настоящее время отбывает тюремный срок, одновременно с этим, его симпатии находятся вовсе не на стороне донбасских сепаратистов. Дмитрий Демушкин, другой знаковый националист, ранее анонсировал «Славянский марш», который должен был произойти в столице Украины, при участии бойцов батальона «Азов».
Игорь Стрелков, один из основных медиагероев сепаратистского Донбасса, который в недавнем времени вернулся в столицу Российской Федерации, сначала пробовал призывать своих сторонников идти на «Русский марш», а в его преддверье вообще отказался маршировать, поскольку не является человеком, способным выкрикивать антипутинские лозунги. Как результат, по столице РФ прошло сразу два марша националистов, причем митингующие, в ходе их проведения, выкрикивали проукраинские лозунги, одновременно с тем, как желали «гореть в аду» Донбассу.
Как оказалось, новая политика российского президента не привела к существенному росту националистических настроений. Все произошло с точностью до наоборот – во всех предыдущих «Русских маршах» принимало участие существенно большее количество людей, нежели сейчас.
Советский реванш.
Весной, когда в юго-восточных областях Украины и в АРК все только началось, лояльные к Москве комментаторы любили заявлять о «русской весне», и о том, что субъектом конфликта Кремля и Киева является именно русскоязычное население регионов Украинского государства. Однако вышеуказанная формула осталась одной из совершенно ничем неподтвержденных публицистических фрагментов речи. Она все чаще и агрессивней вступала в противоречие базовым ценностям современной Российской Федерации - той «многонациональностью», о которой столь часто говорит российский президент и в которую пытаются укласть особый статус многих кавказских республик.
«В риторике Кремля нет никакого «русского вопроса», да и быть не может. Одновременно с этим, совершенно неудивительно, что самопровозглашенные республики на украинском востоке практически не похожи ни на какое «русское национальное государство», которым его видели российские националисты-идеалисты. Республики больше похожи на анклавы реванша СССР наподобие Приднестровья.
Стоит отметить, что наиболее ярким публичным сторонником ДНР, на сегодняшний день, стал Иосиф Кобзон, ее «почетный консул» в РФ, а исполненный им «Гимн Новороссии» все больше напоминает пародию на гимн Советского Союза. В советском реванше нет места националистам. Самым отчаянным остается лишь повторять определенные украинские лозунги, и нести портреты коллаборационистов Шкуро и Каминского. Ничего больше, современная реальность Российской Федерации, не в состоянии предложить националистам!» - заявил Олег Кашин, известный независимый журналист, в статье для издания «Deutsche Welle».