Известный политолог Глеб Павловский считает, что в настоящее время российский президент Владимир Путин находится в растерянности и не знает, в каком направлении ему двигаться. Более детально мнение Павловского относительно состояния растерянности, в котором сейчас пребывает Владимир Путин, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Глеб Павловский в интервью изданию "Газета.ру" объяснил, что не стоит обманываться высокой поддержкой российского президента, которую демонстрируют результаты социологических опросов, поскольку за этими цифрами на самом деле ничего нет, а сам Путин в настоящее время находится на грани очень острого управленческого кризиса, который только усугубляется. По мнению политолога, запаса прочности может хватить всего лишь на несколько лет. Сегодняшние рейтинги – это словно застывшие часы: это ведь уже совсем не то, что было 10 лет назад. Результаты этих рейтингов, по словам Павловского, искажаются тем обстоятельством, что они проводятся среди людей, которые, по большому счету, ничего кроме сантехники раньше не выбирали, и сегодняшнее общество просто стало другим.
Постоянное озвучивание рейтингов в телеэфире, словно во времена Советского Союза, когда с таким же постоянством передавали выступление казачьего хора, само по себе указывает на манипуляции. Смысл ее заключается в том, чтобы зритель смотрел на эти цифры. По мнению власти, если что-то пойдет не так, как планировалось, то будет еще необходимый запас времени, необходимый для того, чтобы все исправить. Хотя на самом деле все совсем не так. Мысли о том, что у тебя есть некая многослойная защита и после уничтожения одной оболочки есть время подготовиться под защитой второй, в политике являются самообманом. На практике опрокидывание происходит неожиданно, как в ситуации с тающим айсбергом, который не погружается, а опрокидывается. Так же и в политике – рейтинг доверия очень быстро может смениться рейтингом недоверия. Так и рейтинг Путина может в любой момент перевернуться, причем причины для этого могут быть самые разные, начиная от самой банальной – надоел.
Способность меняться в момент опасности есть у каждого, в том числе и у Путина.
Павловский отметил, что в момент опасности у любого человека есть способность меняться, и российский президент – не исключение, причем у Путина такая способность очень высокая. Глава государства умет быть неожиданным, причем не только для тех недалеких людей, которые ждут от него каких-то цирковых трюков, а для всех – он может быть реально неожиданным.
Однако сегодняшняя ситуация ассоциируется с фильмом "Бег", в котором прозвучала фраза, что солдат хорошо начал, но кончил скверно. Так и Путин – начал хорошо, а сегодня, по ощущениям Павловского, российский лидер испугался, причем испугался самого себя. Он просто не знает, куда ему дальше идти. В политике проблема "второго шага" – это ужасная проблема. Путин уже шагнул дальше того расстояния, которое он собирался пройти и на что он был готов, и теперь он просто растерялся, не зная куда идти.
Политолог обращает внимание на заметный разрыв между крымскими событиями и дальнейшими действиями Путина, отметив, что данный разрыв очень хорошо заметен. Заметно, что после Крыма все происходило как реакция на сторонние действия или как импровизация. Павловский объяснил, что люди, которые боятся будущего, просто запрещают себе думать при выборе пути. Когда нет поставленных достижимых целей, начинается колебание между двух полюсов: то не делается вообще ничего, то ввязывается в грандиозный конфликт. Если вспоминать события минувшего лета, то можно и вспомнить постоянное балансирование между войной и растерянностью. При этом воевать не хотелось, но и понимания что делать, если не воевать, тоже не было.
Еще все может быть – ведь цели так и не определены.
Однако, к счастью, самого худшего так и не произошло, хотя еще все может быть – ведь цели так и не определены. Присутствует незнание того, куда следует двигаться дальше, и в сегодняшнем стратегическом поле машина власти просто не работает. Власть делает ошибки, и люди, начиная спасаться, решают свои проблемы самостоятельно. Это видно всеми, и скрывать это уже нельзя.
Если бы глава государства в сложившейся ситуации забыл, что он президент России, а не "Новороссии", то положение было бы ужасным. Впрочем, по мнению политолога, Путин ничего не забыл, однако увлечься все-таки мог. При нынешнем состоянии внутренних дел в России думать о том, как организовать власть в Луганске и в Донецке, – это уже перебор. Павловский не понимает, разве в стране уже решены все внутренние проблемы, и теперь осталось только понять, что нужно сделать для того, чтобы Киев не обстреливал Донбасс.
В современном мире существует огромное количество реальных проблем, но России не нужно пытаться их решить. Поворот в сторону решения внутренних проблем страны отбросит в сторону кошмары, навеваемые санкциями, и мысли о том, подаст ли тебе какой-то глава правительства руку. Ведь задача санкций не является причинением боли – это стремление вынудить ежедневно думать об этом до тех пор, пока эти переживания не "съедят мозг". Поэтому разворот в сторону решения внутренних проблем просто поставит все в рамки реальных приоритетов для государства.