Среди семи стран с развивающейся экономикой (Бразилия, Китай, Индия, Мексика, ЮАР, Россия и Турция) эксперты Standard & Poor`s, международного рейтингового агентства, считают наиболее слабой банковскую систему России. Мохамед Дамак, кредитный аналитик S&P, утверждает, что 50 процентов активов российского банковского сектора затрагивают ограничения на доступ к международному рынку капитала, а среднесрочные перспективы экономического роста России поставлены под угрозу из-за затяжного кризиса в Украине, в результате чего снизилось доверие участников рынка к экономике России.
Однако эксперты также отмечают, что благодаря ограниченной зависимости российских банков от европейских и американских рынков капитала, банкам будет достаточно ликвидности до конца 2015 года, чтобы рефинансировать свои международные долги.
Вместе с тем эксперт предупредил, что в случае продолжения ужесточения санкций положение банковской системы будет все более усложняться. "На банковскую систему России будет оказывать даже более сильное воздействие слабый экономический рост, возрастание оттока капитала и потеря доверия инвесторов", - отмечают эксперты S&P.
Ликвидность банков России складывается в значительной мере из депозитов крупных корпоративных вкладчиков, многие из которых сами попали под санкции и могут изъять со временем свои средства, поскольку ограничены санкциями в возможности финансироваться из-за рубежа. Вклады физических лиц уменьшаются в связи с падением рубля, поскольку, пытаясь уберечь свои средства от инфляции, россияне покупают дорогостоящие товары длительного пользования, а рост плохих долгов будет увеличен за счет снижения экономического состояния.
Экспертами международного агентства будущее банковской системы России оценивается в докладе негативно с нескольких сторон и в 70 процентах оценок. С точки зрения экспертов S&P, из-за большой доли госсектора в банковском секторе рейтинги крупных банков РФ последуют за суверенными. В свою очередь, малые и средние банки будут иметь рейтинги, отражающие их работу в сложных условиях.
По подсчетам экспертов банка Credit Suisse, падение рубля ударит больнее всего по прибыли Сбербанка России и банка ВТБ, самых крупных российских банков. В случае понижения рубля на 10 процентов чистая прибыль банков снизится, соответственно, на 13 и 17 процентов.
По словам главы Сбербанка РФ Германа Грефа, сказанным в начале ноября, у банка все в порядке, Сбербанк не нуждается в господдержке и предоставлении из Фонда национального благосостояния субординированных кредитов. У сбербанка также нет необходимости в докапитализации, о которой сообщал ранее замминистра финансов Алексей Моиссев.
Аналитики брокерской компании Форекс GKFX отмечают, что доллар США стоил 46,8610 рубля за доллар в 23:40 МСК, что на 8,2 копейки ниже уровня предыдущего закрытия. Курс евро при этом составил 58,722 рубля за евро, прибавив всего 2,7 копейки. Стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара и 0,45 евро) снизилась на 3,3 копейки и составила 52,176 рубля.
Россия не добьется отмены санкций в судах – юристы.
Считая несправедливым введение санкций ЕС против Российской Федерации, под которые попали частные предприниматели и банки, пострадавшие Сбербанк, Группа ВТБ, "Внешэкономбанк", ПАО "Проминвестбанк", компании "Роснефть", "Газпром нефть", миллиардер Аркадий Ротенберг подали иски в суды ЕС, чтобы оспорить эти санкции.
Возможность отмены санкций, введенных от 17 марта 2014 года, появится у России в середине марта следующего года, поскольку ограничения в первом пакете санкций должны были действовать до 17 сентября. Однако в сентябре Совет ЕС принял решение о продлении ограничений до 15 марта 2015 года.
Крупнейший иранский банк Mellat не смог добиться реального снятия введенных ЕС ограничений, зато в глазах общественного мнения одержал победу, которая нанесла урон имиджу Евросоюза. Как известно, в 2009 году, Великобритания обвинила банк в том, что он финансировал ядерную программу Ирана. Вследствие этого на банк были наложены ограничения: местным компаниям запрещалось проводить все сделки с банком.
В 2013 году, в июне, Верховным судом Великобритании было вынесено решение о том, что свидетельств финансирования банком ядерной программы Ирана нет, и теперь банк Mellat предъявил британскому правительству иск на сумму около 4-х миллиардов долларов, равный величине потерь от введенных незаконно санкций.
Судьи Европейского суда Люксембурга, вынося решение против правительств ЕС, как правило, ссылались на недостаточность оснований для включения того или иного субъекта в список санкций. Однако впоследствии министрами ЕС были найдены новые поводы для включения иранских субъектов в санкционные списки. Для того чтобы вновь включить компании и частных лиц Ирана в списки, правительства ЕС лишь поменяли критерии.
По словам Лорана Рюссмана, юриста Брюссельского Field Fisher Waterhouse LLP, слушания в суде с результатом успешного исхода - большая редкость, и поэтому он считает неэффективным способ снятия санкций через суд. В качестве примера Рюссман назвал несколько банков, повторно попавших под санкции после успешного обжалования в суде. Это такие банки, как Persia International Bank, Post Bank Iran и Export Development Bank of Iran.
Однако с этим не соглашается Паул Иван, бывший румынский дипломат, а ныне сотрудник Центра европейской политики в Брюсселе. Иван уверен, что решение, вынесенное Европейским судом не в пользу ЕС, будет основанием для суждения о несправедливом наказании России и создаст Евросоюзу плохой имидж.