Вчера российские СМИ извещали о нашумевшем законе, который подписал Владимир Путин. Эксперты раздела «Новости России» онлайн-журнала «Биржевой лидер» напоминают, что вчера, 25 ноября, президент России подписал закон о деофшоризации.
Это, в свою очередь означает, что все мировые офшорные компании, созданные россиянами, должны начать платить налоги в России. Однако даже сами разработчики Налогового кодекса сильно сомневаются в том, что главы офшорных компаний будут налогоплательщиками в России.
Особенность закона заключается в том, что в России появляется понятие «контролируемая иностранная компания». К числу таких компаний относятся все те организации, 25% и больше активов которых принадлежат гражданину РФ или юридическому лицу из России. Тем самым признанная Россией иностранная компания, в каком бы месте мира ни находилась, должна отчислять средства в российский бюджет. Но есть одно условие для компаний. В российский бюджет перечисляют деньги только те организации, доход которых превышает 10 млн. рублей. Согласно законопроекту, ближайшие три года являются переходными. За этот период доля компании, облагаемая налогом, должна быть 50 млн. рублей, а в следующем году эта сумма снизится до 30 млн рублей. Отметим, что некоторые компании до подписания указа уже пытались вписаться в правовые рамки России. Так, компанией Mail.Ru Group руководит Алишер Усманов. Он перевел свои активы в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте» на российское юридическое лицо. Теперь данные активы принадлежат ресурсам, зарегистрированным в России, на Кипре и в Британии.
Но все ли компании поступят аналогичным образом? Многие эксперты считают, что вряд ли иностранные компании так легко согласятся платить налоги. Эксперты обосновывают это несколькими причинами.
Эксперты о недостатках закона о деофшоризации.
Наложение нового налогового бремени на бизнес. Конечно, с одной стороны многие понимают, что целью закона является оптимизация налогов. Ведь с 1990-х годов российский бизнес скопил огромные средства на иностранных компаниях. Так, международная некоммерческая организация Tax Justice Network посчитала, что с 1990 по 2010 года Россия скопила на офшорных юрисдикциях 800 млрд. долларов. Примечательно, что федеральный бюджет России равен 314 млрд. долларов. Таким образом, больше средств в российскую экономику поступает только благодаря офшорам. Так, по данным Росстата, Кипр внес около 21% средств от общего объема иностранных инвестиций России. Т
аким образом, российскую экономику переполняют офшорные структуры, которые в первую очередь отражаются на групных государственных компаниях. В связи с этим эксперты считают, что попросту невозможно объять необъятное. И это иногда понимают сами разработчики закона. Многие также осознают, что действие закона будет распространяться не на всех, а выборочно. Так, Дмитрий Квитко, эксперт из IPT Group, предполагает, что Следственный комитет обладает правом утвердить налоги без налоговых органов, а это значит, что СК утвердит налог тогда, когда ему будет интересно.
А вот Сергей Шугаев, глава экспертной группы по разработке законодательства о деофшоризации в Совфеде, признается, что закон трудный, и СКР обложит налогом не всех лиц, а выборочно, так как всех одновременно включить в список невозможно. Свою точку зрения Сергей Шугаев выразил в ходе конференции по деофшоризации российской экономики. Отметим, что эту позицию поддержали и независимые эксперты.
Дмитрий Квитко отмечает, что закон будет работать выборочно. Но глава СКР Александр Бастрыкин уверяет, что ведомство попытается сделать все возможное, чтобы выявить налоговых уклонистов. Он убежден, что прибыль, получаемая российскими организациями, должна оставаться в пределах РФ. Бастрыкин уверяет, что СКР разработал проект по предотвращению вывода капиталов из России. Примечательно, что, несмотря на принятие данного закона, нет статьи, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение антиофшорного закона.
Но нельзя забывать о наложенных Западом санкциях. Это значительно помешает СКР выявить уклоняющихся от налогов на территории Европы и США.
Бывший глава правового управления компании ЮКОС Дмитрий Гололобов считает, что без международного взаимодействия в налоговой сфере будет трудно выявить всех неплательщиков. «Сейчас попытаются заплатить налоги только те, кому нечего терять», - считает эксперт. По мнению Гололобова, остальные займут выжидательную позицию.
Кроме того, многие эксперты видят и проблемы в новом административном законе. Так, Дмитрий Квитко считает, что перед принятием закона не были подсчитаны объемы расходов на налоговое администрирование. Квитко отмечает, что в зарубежных странах перед принятием закона создается специальный аппарат в налоговой службе. Именно этот орган и специализируется на сборе информации об иностранных компаниях. «И только в этом случае, - уверен эксперт, - данный закон действительно будет работать». Квитко уверен, что дополнительные расходы от этого закона будут больше, чем выгоды.
При этом в России по-разному оценивают доходы от нового закона. Так, замминистра финансов Сергей Шаталов считает, что деофшоризация пополнит бюджет на 20 млрд. рублей. А вот по мнению заместителя председателя комитета Совфеда по экономической политике Сергея Шатирова, закон принесет в казну дополнительные 150-200 млрд. рублей.